Перерыв в полетах к Луне у отечественной космонавтики - почти 50 лет. Аппарат должен прилуниться в районе южного полюса, взять пробы грунта и определить, есть ли в них вода. Своими мыслями о значении полета "Луны-25" и перспективах освоения спутника Земли поделился с "Российской газетой" астроном, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга и известный популяризатор науки Владимир Сурдин.
Владимир Георгиевич, в чем важность новой лунной миссии?
Владимир Сурдин: Это будет новый этап изучения спутника Земли. До сих пор начиная с 1959 года аппараты летали только в экваториальную область Луны: легче сформировать орбиту, проще поддерживать связь и обеспечивать питание, потому что солнечные лучи падают вертикально и батареи работают нормально. В полярных областях работать тяжелее. Направить туда ракету сложнее, ведь надо менять наклон орбиты, труднее сесть, потому что связь с Землей хуже. Но эти полярные области перспективнее. И там есть места, где Солнце никогда не заходит, - горные вершины. А в затененных участках, глубоких метеоритных кратерах лежит лед. Точнее, вечная мерзлота, грунт, перемешанный с водяным льдом.
Каковы ваши ожидания от "Луны-25"?
Владимир Сурдин: Почти полвека мы никуда, кроме околоземной орбиты, не летали. Пришли новые инженеры, новые технологии. Так что, можно сказать, мы заново начинаем учиться осваивать далекий космос. По сравнению с околоземными полетами это совсем другие технологии. Возможны всякие неожиданности, и первый блин бывает комом. В этом нет ничего странного. Когда только стартовала эпоха полетов к Луне, два из трех - и наших, и американских - "путешествий" были неудачными. Я надеюсь, что у нас все обойдется. Долго готовились.
Одна из заявленных целей - отработка мягкой посадки на Луну.
Владимир Сурдин: Да, поэтому не будет ничего страшного даже в случае неудачной посадки. Можно напомнить, что первое мягкое прилунение принадлежало советским инженерам. Это был 1966 год, и речь идет о "Луне-9". А до нее летала "Луна-3".Тогда неудач было больше, чем удач. Они случались и у американцев. А европейская космонавтика дважды пыталась отправить аппараты на Марс, и оба раза они разбивались.
У кого сейчас есть действующие лунные миссии?
Владимир Сурдин: У китайцев. Они "сидят" на обратной стороне Луны - это вообще уникальная экспедиция. Вот уже третий год луноход там бегает. А сейчас на Луну летит индийский аппарат "Чандраян-3", который в третьей декаде августа должен добраться до высоких южных широт. Мы хотя и стартуем позже, но, насколько я понимаю, собираемся опередить индийцев. У нас перелет прямой, а они запустили более энергетически слабый аппарат, разместив на нем больше научных приборов. Сейчас их аппарат летает вокруг Земли, постепенно подталкивая себя слабыми реактивными двигателями. И оборот за оборотом раскручивает орбиту, поднимает ее все ближе к Луне. Когда он попадет в ее гравитационные "лапы", то так же медленно начнет снижать орбиту, приближаясь виток за витком. В энергетическом смысле это более выгодный полет. А по длительности более продолжительный. Мы же выбрали привычный для нас - по короткой траектории.
Откуда мы знаем, что вода на Луне есть?
Владимир Сурдин: Она есть - это абсолютно точно и надежно. И немалый вклад в эту уверенность внесли российские приборы, летающие на чужих спутниках. Например, на американских аппаратах неоднократно работали наши нейтронные анализаторы. Делают их в Институте космических исследований в Москве. Они, находясь на орбите, регистрируют нейтроны, которые отражаются от поверхности Луны, прилетев с Солнца. Если они хорошо отскакивают, значит, там тяжелые атомы - так от стенки легко отскакивает мяч. А если плохо "отпрыгивают", поглощаются грунтом Луны, значит, там какие-то легкие атомы. Исследования как раз и говорят о том, что там много атомов водорода. И тут нет других вариантов - это вода.
Так было довольно хорошо разведано расположение вечной мерзлоты. Оказалось, что больше всего воды на полюсах. Причем на южном больше, чем на северном. Именно поэтому туда и нацелены многие экспедиции. Кто первым там окажется - Индия или Россия? А может быть, пока ни те, ни другие, а американцы или китайцы? Они тоже имеют такие намерения, но их проекты немного запаздывают. Кстати, запуск "Луны-25" откладывался в том числе потому, что нас немного подвели западные коллеги. Европейские партнеры ушли из проекта, сняли свои важные приборы. И нам пришлось создавать их самостоятельно.
Откуда вообще на Луне вода?
Владимир Сурдин: Это может быть и лед упавших комет, и лунная вода, вышедшая из недр. Когда узнаем ее состав, то, вполне вероятно, нам откроется что-то новое и про историю Луны. Кроме важности для науки вода на Луне имеет и чисто прикладную ценность. Прилетели - растопили лед, добыли воду. Очистили - и можно пить. Для космонавтов каждый килограмм груза, в том числе литр воды, доставленный с Земли на Луну, обойдется во многие десятки тысяч долларов. Сегодня на МКС возят воду - она стоит около 20-25 тысяч долларов за литр. А если мы найдем ее источник на Луне, это сильно сэкономит затраты на содержание лунных станций. А они будут - вариантов нет. Как мы обживаем Антарктиду, так же станем и Луну. Так что источник питьевой и технической воды там надо найти. И потом, вода - это перспективное топливо. На водороде и кислороде сегодня летают ракеты и у китайцев, и у американцев. И у нас была водородная ракета - "Энергия". Воду расщепляем на водород и кислород - пожалуйста, заправляйте, летите с Луны куда угодно.
Чего вы ожидаете от последующих российских "Лун"?
Владимир Сурдин: Я надеюсь, что мы научимся хорошо летать на Луну и садиться. "Луна-28" - очень интересный проект. Она должна принести образцы грунта с области южного полюса так, чтобы ничего по пути к Земле не испарилось, не растаяло. На Луне-то мерзлый грунт с водой мы не изучим достаточно подробно. Довезти до Земли замороженный образец - это задача, которую сейчас пытаются решить только наши специалисты. Надеюсь, что получится.
Кстати, как стартуют с поверхности Луны? Там же нет космодромов.
Владимир Сурдин: Используется сложный аппарат, состоящий из двух ракет. Одна для посадки на Луну - она там и остается. И на ней размещается взлетающая ракета. Именно она стартует и летит обратно, на Землю. У китайцев вообще было сделано очень красиво: они взлетали с Луны на окололунную орбиту, там перегружали грунт на другую ракету, и та уже летела на Землю. Это "финт", пока еще никому не доступный, кроме Китая.