Кажется, я знаю ответ. Начнем издалека. Еще относительно недавно контроль государства за соблюдением обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности имел структурированный вид. Существовал и успешно функционировал план проверок и профилактических мероприятий. Кроме того, по любому обоснованному обращению гражданина или юридического лица можно было назначить внеплановую проверку. В случае выявления правонарушений организация или индивидуальный предприниматель привлекались к административной ответственности, им также выдавались предписания об устранении выявленных недостатков.
Все изменилось с наступлением пандемии коронавируса, когда в целях поддержки отечественного бизнеса существенно ограничилось проведение контрольно-надзорных мероприятий. Спустя два года, сразу после начала Специальной военной операции, правительство пошло на беспрецедентный шаг - постановлением № 336 от 10.03.2022 года практически был введен мораторий на осуществление контрольно-надзорной деятельности. Такая мера должна была кардинально снизить административное давление на бизнес в условиях экономических санкций, дать возможность предпринимателям перестроить производственные процессы под работу в актуальных условиях хозяйствования, не оглядываясь на визиты должностных лиц федеральных служб.
Сейчас становится все более заметно, что предпринимательское сообщество попросту злоупотребило кредитом доверия, который предоставило им правительство. В первую очередь это проявилось в несоблюдении требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Конечно, нельзя огульно обвинять всех предпринимателей в нарушении закона, но когда речь идет о десятках и сотнях человеческих жизней, миллиардных убытках, необходимо как минимум изменить порядок назначения проверок.
Сегодня провести контрольно-надзорные мероприятия можно лишь постфактум, когда несчастье уже произошло. Или, в качестве исключения, если удастся доказать прокурору, что имеется непосредственная угроза для жизни людей. И это звучит и выглядит абсурдно. При этом критерии отличия угрозы от риска нормативно не установлены.
Кажется, что после всех несчастий возвращение к действовавшей до пандемии и СВО надзорной практике представляется разумным и необходимым. Фактическое отсутствие надзора только множит беды.