Беларусь и РФ разрабатывают новые методы лечения ортопедической патологии у детей

Семилетней Веронике из Ленинградской области примеряет корсет лично директор НМИЦ член-корреспондент РАН Сергей Виссарионов.
Семилетней Веронике из Ленинградской области примеряет корсет лично директор НМИЦ член-корреспондент РАН Сергей Виссарионов. / Святослав Акимов
В Санкт-Петербурге в НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера идет подготовка к реализации второй Союзной программы совместно с Республиканским научно-практическим центром травматологии и ортопедии (Минск). Ее концепция уже лежит в минздравах Беларуси и России.

Программа подразумевает разработку новых методов хирургического лечения, металлоконструкций с использованием аддитивных технологий (3D-печать) и технических средств реабилитации для детей с нейроортопедической патологией, включая ДЦП. Первая программа, касающаяся разработки новых методов хирургической коррекции врожденной деформации позвоночника и создания новых спинальных конструкций с использованием технологий прототипирования, начавшаяся в 2017 году и продолжавшаяся четыре года, успешно выполнена. В настоящее время осуществляется внедрение результатов программы в практическое здравоохранение двух государств.

Корреспонденты "СОЮЗа" отправились в НМИЦ, чтобы посмотреть, с какими проблемами теперь могут справиться медики. Главный корпус НМИЦ находится в Пушкине (Царском Селе), являющемся частью Северной столицы.

В гостях у сказки

Но сначала мы заглянули в располагающееся в НМИЦ малое инновационное предприятие. Именно здесь изготавливаются образцы корсетов, функциональных шин, протезов и ряд других технических средств реабилитации, используемых в схеме лечения пациентов с ортопедическими заболеваниями. Создание такого предприятия дало возможность максимально быстро передавать научные разработки центра для практического внедрения. Проще говоря, не искать какое-то предприятие, которое изготовит ортез или функциональную шину по чертежам, не тратить время на согласования документов, а сразу же делать и применять.

Мы попали на "примерку" индивидуально сделанных специальных корсетов. Это конструкции из жесткого пластика, легкие и очень удобные, в которых дети чувствуют себя комфортно, а не как "закованные в латы". Причем, чтобы ребенку поднять настроение, корсеты делают с забавными сказочными рисунками. Так что предмет сугубо медицинского назначения можно изучать.

Семилетняя Вероника из Ленинградской области мерит корсет. Говорит, что удобно. У Вероники была крайне сильная деформация позвоночника, буквально буквой S, и ношение корсета позволило практически полностью исправить деформацию. Девочке осталось совсем немного до полной победы над недугом.

- Все абсолютно бесплатно. Причем направление в институт нам дали в местной поликлинике, сразу сказав, что здесь точно помогут. Боялись операции (но и на нее согласились бы), однако нам сказали, что теперь дефект можно исправить консервативным путем, - сказала Ольга Сергеевна, мама девочки.

Кстати, лечение в НМИЦ - бесплатно для пациента, независимо от того, из какого региона страны он приехал. Это касается и методик, созданных в рамках Союзных программ.

Сразу скажем: хирургические шаблоны-направители, которые были разработаны по Союзной программе, печатаются на 3D-принтере также в стенах НМИЦ. Шаблоны-направители позволяют четко формировать костные каналы для постановки опорных элементов металлоконструкций и полностью исключить возможные осложнения. Металлоконструкции индивидуального изготовления делаются в Беларуси, серийные - в Екатеринбурге.

Кудесники из Пушкина

Если заглянуть в палаты и поговорить с мальчиками и девочками и их родителями, выясните: они приехали из самых разных уголков страны. Родители отзываются о врачах как о волшебниках. И действительно, здесь помогают всем практически с любой врожденной деформацией позвоночника. Кстати, спросили у докторов, смогли бы помочь небезызвестному Квазимодо, если бы тот жил в наше время, а не в Средневековье, сказали, что однозначно да. Особенно если бы литературный герой оказался в поле зрения докторов НМИЦ еще маленьким ребенком.

В НМИЦ могут попасть и ребята из новых российских регионов. Например, недавно здесь прошла хирургическое лечение и реабилитацию двенадцатилетняя Полина из ДНР. Девочку год назад в крайне тяжелом состоянии, с диагнозом "минно-взрывная травма шейного отдела позвоночника и спинного мозга" доставили к петербургским врачам. Полина не могла двигать руками и ногами, не могла стоять, ей было тяжело дышать. К счастью, у ребенка сохранный интеллект.

- Сначала мы провели хирургическое вмешательство: восстановили правильную анатомию и опороспособность шейного отдела позвоночника, после чего приступили к лечению.

Использовали и ЛФК, и массаж, и механотерапию, и разработанную у нас методику неинвазивной чрескожной стимуляции спинного мозга с помощью аппарата отечественного производства. У Полины восстановились чувствительность и движения в верхних конечностях, улучшились дыхательные показатели. При помощи другой нашей разработки - функционального шарнирного аппарата для вертикализации пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой мы смогли поставить ее на ноги. Она может ходить, пока с поддержкой. Следующий этап реабилитации запланирован на осень. Прогноз обнадеживающий, - пояснил Сергей Виссарионов, директор НМИЦ, член-корреспондент РАН.

- Наша семья очень благодарна всем, кто помогает. Не ожидала встретить такого человеческого отношения. Многие говорят, что в России мы никому не нужны, но я вижу, что это не так, - сказала мама Полины Наталья Викторовна.

Операция отменяется

Петербургские врачи готовы поделиться с коллегами из Беларуси новейшими методиками, которые разработали и внедряют в регионах РФ. Расскажем о некоторых из них.

Первая. Многофункциональная шина для детей с дисплазией тазобедренного сустава. Она стала альтернативой сложнейшей операции. Шина позволяет восстановить правильную форму тазобедренного сустава и вернуть его функции. Главное условие: патология должна быть выявлена максимально рано, чтобы вовремя пролечить. Тогда уже к началу ходьбы (то есть примерно к году) ребенок будет полностью здоров.

Вторая. Различные ортезы для лечения детей с деформациями грудной клетки. Несколько месяцев ношения - и все в порядке. Лечение желательно проводить в 5-6 лет, тогда в школу ребенок пойдет здоровым.

Третья. Протез стопы из биосовместимого пластика. Разработка может использоваться как при врожденной патологии стопы, так и травме, в том числе боевой, то есть и для взрослых. Нам показали видео с ребенком, у которого недоразвился передний отдел стопы. При помощи индивидуального созданного протеза из пластика он отлично ходит, все движения абсолютно естественны. Собственно, может и бегать.

Четвертая. Аппарат для вертикализации пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой. Именно при помощи этого аппарата девочка Полина из ДНР,о которой рассказали выше, смогла встать и начать ходить.

Пятая. Ортопедические шлемы для коррекции деформации черепа малышам. Они печатаются на 3D-принтере. Ношение шлема позволяет полностью справиться с проблемой.

Все эти устройства делаются индивидуально в НМИЦ.

Дословно

Кирилл Криворот, заместитель директора РНПЦ травматологии и ортопедии (Беларусь):

- В рамках программы Союзного государства были разработаны уникальные технологии, в том числе отечественные спинальные системы, действие которых направлено на полную коррекцию деформации позвоночника. Благодаря сотрудничеству, и в частности приездам к нам директора НМИЦ Сергея Виссарионова, отработали технологию хирургического лечения пациентов, разработали металлоконструкции, которые можем широко применять. Разработаны методы проектирования и прототипирования. Я говорю о компьютерной томографии. Рентгеновское изображение, обработанное в специальной программе, позволяет распечатать 3D-модель позвоночника ребенка.

Компетентно

Сергей Виссарионов, директор НМИЦ, член-корреспондент РАН, оперирующий хирург

Что дала первая Союзная программа?

Сергей Виссарионов: Отмечу - это была своевременная и крайне необходимая программа для наших стран, в ходе ее реализации мы не просто делились накопленным опытом, а вместе создавали новые методы лечения и конструкции. Одна из главных разработок - спинальные металлоконструкции, созданные в рамках программы, ряд из них не имеет мировых аналогов. Они позволяют радикально исправить очень многие варианты врожденных деформаций позвоночника. Это революционный шаг в развитии хирургического лечения.

Что ожидаете от реализации второй программы?

Сергей Виссарионов: Она направлена на разработку новых методов лечения детей с нейроортопедическими заболеваниями, у которых имеется патология тазобедренного сустава, стоп, деформация позвоночника. Прежде всего это дети с ДЦП и последствиями спинномозговых грыж. Оба недуга значимы как с медицинской, так и социальной точки зрения, больных детей много и у нас, и в Республике Беларусь.

Мы имеем опыт лечения детей с последствиями спинномозговых грыж. На базе нашего центра (в корпусе, расположенном непосредственно в Петербурге) мы открыли специализированный центр для лечения детей с этой патологией. Его уникальность - в комплексном мультидисциплинарном подходе к лечению. Стратегию разрабатывает консилиум врачей, в который входят неврологи, нейрохирурги, эндокринологи, офтальмологи, реабилитологи, травматологи-ортопеды, ортезисты, урологи, детские хирурги. В ходе консилиума устанавливается ведущая проблема у ребенка и разрабатывается индивидуальный план этапности его лечения. Возможно, аналогичный центр появится в Беларуси.

Для пациентов с неврологическими нарушениями и ортопедическими заболеваниями верхних конечностей в нашем центре разработана целая серия различных средств технической реабилитации. Например, различные держатели для зубных щеток, столовых приборов, карандашей и ручек, адаптеры для гаджетов.

Часто общаетесь с коллегами из Беларуси?

Сергей Виссарионов: Конечно. Мы проводим совместные операции и образовательные семинары. Насколько я знаю, в Беларуси введена и наша система обучения коллег из регионов. Специалисты ездят в регионы, проводят показательные операции, мастер-классы. А в ряде регионов открыты уже свои центры, которые широко используют наши методики.

Помню первого пациента, прооперированного в Беларуси. Это был двухлетний ребенок с пороком развития поясничного отдела позвоночника. Выполнили операцию, убрали аномальный позвонок, поставили разработанную нами металлоконструкцию. Ребенок отлично развивается - как все дети. Сейчас ему шесть лет. Мы отслеживаем судьбу всех своих пациентов.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться