Башмет учит летать: первый в мире Фестиваль юношеских оркестров открылся в Москве

Первый Фестиваль юношеских оркестров шел весь день, но главное событие было намечено на девять вечера - в этот час на сцену Большого Амфитеатра Парка Зарядье должен был выйти уникальный коллектив, созданный маэстро Юрием Башметом одиннадцать лет назад - Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Зрители помнят его по церемонии закрытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи и церемонии открытия Чемпионата мира по футболу в 2018-м. Оркестр также активно гастролирует по стране и миру. Музыканты здесь все как на подбор - это лучшие в своем возрасте (от 9 до 22 лет, если говорить о нынешнем составе), отобранные на конкурсе сначала в своих регионах, а потом еще и в Москве. Едва ли еще какой коллектив в мире может похвастать столь строгим кастингом.

Но даже уже прославленные коллективы не могут обойтись без репетиций, и поэтому оркестр вместе с дирижером Юрием Башметом вышел на сцену заранее, предполагая, что им удастся спокойно повторить программу - а это Чайковский, Рахманинов, Прокофьев. Однако вместе с музыкантами в Большом Амфитеатре появились и зрители, и их было немало. Более того, они каждую паузу заполняли аплодисментами и время от времени кричали "Браво". Чувствуя такой интерес к себе, молодые артисты быстро вошли в раж, и вот уже репетицию от концерта было не отличить.

От глаз зрителей, правда, скрылся забавный эпизод. О нем Юрий Башмет рассказал позже за кулисами. По мнению маэстро, это как раз он "разбудил" свой оркестр:

"Был такой момент, когда дошли уже до апофеоза в "Ромео и Джульетте" Петра Ильича Чайковского, я им говорю - представьте себе, что балерина разбежалась, подпрыгнула, крутится в воздухе, потом партнер должен ее поймать, но он отвлекся, и она упала. Вы этого хотите? И они тут же заиграли!"

В этот день маэстро был щедр на раскрытие своих педагогических секретов, он рассказал, как во время репетиций с юношеским оркестром параллельно устраивает им ЕГЭ, один из последних вопросов которого - сколько лет было Ромео и Джульетте? Этот тест музыканты завалили. Маэстро также признался, что разговаривает с молодыми дарованиями так, как если он бы формулировал идеи и мысли себе. "И они всегда так живо реагируют, что мне доставляет это общение огромную радость! Вот и сегодня на репетиции они были возбужденными, они горели".

Но одно дело репетиция, другое - концерт, причем в самом центре столицы, это посерьезнее ЕГЭ будет.

К 21 часу Зарядье превратилось в сказку - на горизонте зажглась подсветка Кремля, а справа световые лучи очертили архитектуру старинных храмов на Варварке. Да и сам забитый до отказа зрительный зал, уносящий всю пеструю и разноликую публику куда-то к ночному небу - отдельное впечатление в эпоху постпандемии.

И вот, наконец, в это самое московское небо полетела великая музыка Сергея Прокофьева - "Монтекки и Капулетти" из Второй сюиты "Ромео и Джульетта". А затем шекспировские страсти продолжились исполнением увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" Петра Чайковского, и те, кто знал историю с репетиции, внимательно следили за маэстро перед кульминацией. В этот раз партнер снова поймал балерину - оркестр играл блистательно, Башмет улыбнулся.

Но что юношескому оркестру удалось в этот вечер исполнить по-настоящему виртуозно, так это "Симфонические танцы" Сергея Рахманинова. Что даже удивительно, ведь это глубочайшее произведение, пронизанное аллюзиями и духовными исканиями, часто оказывается не по зубам даже взрослым, умудренным опытом музыкантам. Не иначе молодым помогли все те же "декорации" древней Москвы. Когда оркестр дошел до церковных мотивов (удары колоколов), музыка, время и пространство - совпали, и зал в этот момент в буквальном смысле перестал дышать.

Хотелось бы для образности добавить, что даже звезды прислушались к скрипкам и фортепиано, но в московском небе звезд не видно.

Звезды в этот вечер зажигались на сцене Зарядья. Зажигались волшебной палочкой Юрия Башмета.

В ближайшие два дня проявить себя и добиться такого же успеха у зрителей попробуют юношеские симфонические оркестры из Узбекистана, Алжира, Арабских Эмиратов... А также коллективы Урала и Сибири. Всего в программе фестиваля девять концертов.

А завершится праздник музыки в Зарядье мировой премьерой. 20 августа в 21 час здесь на глазах зрителей родится Всемирный юношеский симфонический оркестр, в него войдут молодые музыканты из 20 стран. В программе "Путеводитель по оркестру" Кузьмы Бодрова и снова Прокофьев - симфоническая сказка для чтеца и оркестра "Петя и Волк". В роли чтеца ожидается Константин Хабенский, а за дирижерским пультом, разумеется, маэстро Юрий Башмет.

"Этот фестиваль - моя мечта, - признался под занавес первого дня симфонического опен-эйра Юрий Абрамович, - я хочу, чтобы молодые музыканты обретали крылья. Причем неважно, откуда они, из Казахстана, Испании, Израиля, России - главное, чтобы через этот творческий процесс они становились по-человечески лучше, чтобы они росли хорошими людьми. Тогда мы имеем перспективу мирового процветания".

Кстати

19 августа в 21 час на площадке фестиваля в Зарядье выступит Арабский юношеский филармонический оркестр. Он интересен тем, что помимо национальных мотивов, в программе неизменно присутствуют произведения Чайковского. В Москве арабская молодежь исполнит фрагменты из балета "Лебединое озеро", в том числе "Танец маленьких лебедей". Художественный руководитель и дирижер оркестра Фавзи Эль-Шами.