Прообраз центральных диаметров по всей России: В Москве открылся МЦД-3

В столице открылся еще один маршрут наземного метро, как называют Московские центральные диаметры. МЦД-3 "Ленинградско-Казанский", связавший столичный Зеленоград и подмосковный город Раменское, - третий по счету опыт превращения железной дороги в полноценный вид общественного городского транспорта. Только за первый день пассажиры совершили на нем 350 тыс. поездок. Это на 54% больше, чем неделю назад на этом же направлении, сообщил в своем Телеграм-канале мэр Собянин. Почему же новый диаметр вызывает такой интерес не только у жителей столичного региона, но и всей страны?

Быстро и дешево

Для начала о том, что представляет собой МЦД-3. Длиной 85 км, этот сквозной маршрут проходит по рельсам с юго-востока на северо-запад через всю столицу. Прежде, чтобы проделать этот путь, жителям региона нужно было сначала доехать до Казанского или Ленинградского вокзала, а там, сделав пересадку на метро или другой вид транспорта, продвигаться дальше. Теперь же наземное метро у 3,5 млн человек оказалось в пешей доступности. И можно напрямую доехать сразу до нужного места или выбрать для пересадки более удобную точку. В результате на дорогу требуется в среднем вдвое меньше времени, а проезд, что немаловажно, стоит до 3,5 раза дешевле, так как на весь маршрут распространена московская тарифная система. В соответствии с ней при поездке с картой "Тройка" в течение 90 минут доступна бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры. Сделать же ее можно на 14 из 38 станций.

"Я живу в Раменском, а работаю в столице, на Дмитровском шоссе, - поделилась с корреспондентом "РГ" программистка Алена Белая. - Прежде я платила за дорогу лишь в одну сторону до станции метро "Петровско-Разумовская" 230 рублей, а сейчас по карте "Тройка" трачу 65 рублей".

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Любовь Проценко

И такую выгоду получила не одна Алена, рассказал журналистам заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов: "Многие пассажиры платили по 30-180 рублей за поездку по железной дороге и плюс 50 рублей - на метро, а после запуска МЦД вся дорога им обходится в 65 рублей, включая метро и МЦК. В итоге экономия у них будет достигать до 70 тыс. рублей в год".

Москвичи же, как показывает опыт первых диаметров, запущенных в 2019 году, пользуются теперь МЦД-1 и МЦД-2 не только для поездок на дачу, но и для поездок на работу, в гости, отправляясь погулять по городу. Ведь эти электрички ходят так же точно по расписанию, как поезда дальнего следования, только интервал движения у них - каждые 5-6 минут. Никаких окон, никаких технологических перерывов, как у обычных пригородных поездов, нет. 80 тыс. горожан в сутки или в 80 раз больше, чем четыре года назад, выбирают для передвижения по городу именно стальные рельсы, ценя их за целый ряд преимуществ. Во-первых, в отличие от автомобиля им не страшны никакие пробки, во-вторых, из окна вагона открываются прекрасные пейзажи, а не вид на тоннель, а в-третьих - там практически не приходится ехать стоя - мест хватает всем. Вот и в МЦД-3 количество пассажирских мест выросло до 1,9 млн с 0,9 млн, которые были в электричках по этим направлениям до открытия диаметра.

В поисках новой связки

Чтобы МЦД-3 заработал, как отметил Сергей Собянин, столице вместе с железнодорожниками и Московской областью пришлось проделать колоссальную работу. Всю инфраструктуру центрального участка, который соединил Казанское и Ленинградское направления железной дороги, они создали фактически с нуля, на что прежде никто не решался десятилетиями. В частности, заново построена Митьковская соединительная ветвь. Прежде тут была уже железная дорога, но очень маленькой пропускной способности, к тому же всего с одним электрифицированным путем. Перестроили и Митьковский тоннель длиной 400 метров и еще целый ряд искусственных сооружений.

Наземное метро теперь есть в пешей доступности у 3,5 млн человек

Все станции привели в более приличное состояние: на них построены новые билетные кассы, там, где возможно, появились навесы и новые настилы, удобные спуски для мам с колясками и маломобильных пассажиров. Полноценных городских вокзалов, работающих по московским стандартам, пока два: с эскалаторами, лифтами, туалетами - они открылись на станциях Крюково и Ховрино. Еще три строятся и реконструируются - на станциях Малино, Рижской и Митьково. В течение ближайших лет такие вокзалы появятся на 21 из 38 станций.

Чтобы улучшить доступность станций для пассажиров, 40 остановочных пунктов в Москве и Подмосковье наземного городского транспорта подвинули ближе к диаметру, создали 150 пешеходных переходов для тех, кто живет от него в пешей доступности. Интеграция диаметра с другими видами городского транспорта продолжится в течение еще трех-четырех лет.

Главное отличие МЦД-3 от уже существующих МЦД-1 и МЦД-2 состоит в том, что его расписание уже интегрировано с движением скоростных поездов. С 18 августа станция Крюково - конечная в Зеленограде - начала принимать не только пригородные поезда, но и скоростные "Сапсаны", следующие по маршруту "Москва - Санкт-Петербург". Это стало возможно благодаря специально построенному на этом участке четвертому главному пути. Он позволил железнодорожникам сохранить для жителей Зеленограда и экспрессы, которые идут до Москвы значительно быстрее. На МЦД-1 "Одинцово - Лобня" такой дополнительный путь только строится, а потому и экспрессы до Дмитрова и Дубны идут по Москве теперь гораздо медленнее, чем прежде, - обогнать электрички им негде.

Полет "Иволги"

Весь подвижной состав МЦД-3 - новые современные электропоезда, которым от шести месяцев до года. В основном это "Иволги" производства Тверского машиностроительного завода. Они выглядят вполне современно: с мягкими сиденьями, оснащенные зарядными устройствами для телефонов и других гаджетов, с местами для велосипедов и самокатов. В этих вагонах есть бесплатный Wi-Fi и умное освещение - утром свет яркий, вечером - более спокойный.

Средний возраст всего подвижного состава Московских диаметров - 6,5 года. В течение будущего года по указанию мэра Москвы Сергея Собянина он будет в массовом порядке снижен в процессе обновления до 1,5-2-летнего возраста, чтобы потом мог служить десятилетиями.

Тем временем на Тверском заводе на выходе уже и "Иволга 4.0", еще более комфортабельная. В отличие от поездов, знакомых москвичам, у нее есть дополнительная третья дверь в каждом вагоне, что позволит производить посадку и высадку пассажиров значительно быстрее, а значит, меньше тратить времени на весь путь.

Выиграют все - в том числе автомобилисты

По прогнозу экспертов, запуск МЦД-3 сделает на 10-15% свободнее целый ряд линий столичной подземки, которые сейчас перегружены. В частности, разгрузит Люблинско-Дмитровскую, Таганско-Краснопресненскую и Калужско-Рижскую ветки, так как жители столицы, проживающие в зоне его влияния, пересядут на наземное метро - это можно прогнозировать по опыту первых диаметров.

Пассажиры смогут экономить до 70 тысяч рублей в год на оплате проезда

Комфортнее станет проезд и на автодорогах - Новорязанском, Ленинградском, Новоегорьевском, Косинском и Егорьевском шоссе, а также Октябрьском проспекте - с них уйдет 6,9 тыс. машин. Их водители и пассажиры пересядут на МЦД-3: ехать в удобном поезде гораздо приятнее, чем сидеть в пробках на дорогах, а потом в Москве еще и платить по 450 рублей в час за парковку. Транспортная ситуация в целом улучшится в 20 районах Москвы: Зеленограде, Старом Крюкове, Силино, Молжаниновском, Ховрино, Головинском, Западном Дегунино, Тимирязевском, Марфино, Бутырском, Останкинском, Алексеевском, Басманном и ряде других.

Пассажиропоток на МЦД-3 в ближайшее время увеличится на 30% и достигнет 577 тыс. пассажиров в сутки. Это произойдет, по прогнозу дептранса Москвы, в течение четырех-пяти месяцев. Предполагается, что в год новым диаметром будут пользоваться 47 млн человек.

На очереди - МЦД-4. А потом Сочи, Луганск и Донецк?

А дальше на очереди пуск МЦД-4 "Калужско-Нижегородский" Апрелевка - Железнодорожный, который обещают открыть уже в сентябре этого года. Проект еще более уникальный, так как свяжет 7 из 10 столичных железнодорожных вокзалов. С его запуском, пообещал в начале лета мэр Собянин, будет поставлен еще один рекорд - поезда МЦД начнут ходить вдвое чаще, то есть каждые три минуты. А там, глядишь, не заметим, как подойдет и МЦД-5 "Ярославско-Павелецкий" Домодедово - Пушкино. Для того чтобы его запустить через два-три года, власти планируют под центром столицы прорыть тоннель длиной 12 км. Этим диаметром, по подсчетам, будут пользоваться 600 тыс. пассажиров в сутки.

Но революция на железнодорожном транспорте, которую несут с собой сейчас Московские центральные диаметры, похоже, скоро случится не только в столичном регионе. Во время торжественной церемонии по открытию МЦД-3, в которой принял участие глава государства, зашел разговор о необходимости модернизировать пассажирские перевозки также между Москвой и крупнейшими городами ближайших субъектов Федерации. Проект охватывает 11 регионов с населением 31 млн человек. Отмечалось, что если его реализовать, то интервалы в движении поездов между Москвой и областными центрами можно сократить с нынешних 45-180 до 20-30 минут.

Но Владимир Путин пошел в своих планах дальше. Например, предложил разработать в стране систему высокоскоростных магистралей: "Если от Москвы до Адлера ее протащить, это уже будет всего 10 часов в пути, это совсем другая история для тех, кто едет отдыхать на юг". Он также рассказал о намерении включить в этот проект Луганск, Донецк, и сообщил, что идея создания такой дороги уже обсуждалась с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

Словом, история про МЦД и правда, кажется, приобретает все больше не чисто столичный характер.

Прейскурант

Сколько стоит проезд по МЦД-3

Цена билета на МЦД-3 зависит от тарифной зоны, их три:

Центральная - от станции Ховрино до станции Ухтомская. В эту зону входят также Ленинградский и Казанский вокзалы. Разовая поездка здесь по билету "Кошелек" карты"Тройка" стоит 50 рублей.

Пригород - от станции Зеленоград до станции Левобережная и от Ипподрома до Люберец - 65 рублей.

Дальняя - от станции Клин до станции Алабушево и от платформы 88 км до Совхоза - 65 рублей. Плюс 30 рублей за каждую зону за пределами "Пригорода".

Кстати

Приглашает станция "Манеж"

Если вы уже пассажир МЦД или только впервые услышали эту аббревиатуру, все равно есть смысл побывать на выставке в Центральном выставочном зале "Станция Манеж". Именно там президент страны Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли МЦД-3. Здесь много всего интересного и для взрослых, и для детей. Можно, например, посмотреть, как на виртуальные платформы прибывают миниатюры поездов, и даже проехать по выставке в одном из 5 вагонов, стилизованных под настоящие поезда метро и МЦД. Увидеть на земле - у входа в Манеж составы "Иволга-3" - и сфотографироваться на месте, где глава государства дал старт новому диаметру. На самой большой голограмме России высотой 37 метров и диодном экране рассмотреть, как вписываются все 5 диаметров в транспортную карту столицы. С помощью симулятора дети могут сами поуправлять поездами подземки. Перекусить есть где: фуд-корт предлагает посетителям закуски, напитки, мороженое и другие вкусности.

На станции "Манеж" можно даже найти работу - самую настоящую в транспортном комплексе столицы, тут же встретиться с работодателями и стать частью команды, которая создает самый современный в мире транспортный каркас мегаполиса. Словом, как говорят в департаменте транспорта Москвы, приходите - и вы не пожалеете. Работает выставка с 19 августа по 10 сентября.