"В целом, пункты Декларации XV саммита БРИКС подтверждают векторы, которые были сформированы в ходе многолетнего взаимодействия объединения и закреплены в Стратегии экономического развития БРИКС.
Однако, тут имеются определенные акценты, являющиеся ответом на глобальные вызовы, с которыми сталкиваются как страны-участницы, так и мировая экономика в целом", - считает доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова.
По ее словам, как и ожидалось, одним из главных вопросов, обсуждаемых на саммите БРИКС в этом году, стала проблема продовольственной безопасности, связанная как с мировыми ценами, так и с объемом предложения на рынке. Важность темы повысилась на фоне завершения зерновой сделки в июле 2023 года. Неудивительно, что она стала одной из ключевых как на международном форуме Россия-Африка, так и на саммите БРИКС в ЮАР.
По мнению эксперта, следует отметить, что в Йоханнесбургской декларации-2 уделяется внимание не только развитию отрасли сельского хозяйства в наших странах, но и сопутствующим направлениям. В частности, отмечается необходимость устойчивого доступа к сельскохозяйственной технике и технологиям, беспрепятственного проведения международных платежей и доставки грузов.
"Как мы видим, эти тезисы перекликаются со второй частью зернового соглашения, содержавшей условия России, которые западные страны должны были выполнить, но не выполнили, из-за чего и была прекращена зерновая сделка", - пояснила она.
Помимо этого, альянс выступает против торговых барьеров, вводимых развитыми странами под предлогом борьбы с изменением климата, уточнила эксперт.
По оценке Прикладовой, тут идет прямая отсылка к недавно принятому закону ЕС о вырубке лесов, вводимому трансграничному углеродному налогу на экспорт в страны Евросоюза "грязной" продукции, и другим ограничениям. Причем, продолжила эксперт, они затрагивают чуть ли не все страны Глобального Юга, включая поставщиков промышленных товаров, сельскохозяйственного сырья и продовольствия (например, электроники из Китая или кофе из Эфиопии). Поэтому к текущему саммиту и было подано столько заявок на включение в состав БРИКС, отметила эксперт.
"Получается, что в то время, как страны БРИКС производят почти треть продовольственных товаров мира, являясь ведущими экспортерами этих товаров. Они сталкиваются с экологическими мерами развитых стран, которым нужно соответствовать", - отметила преподаватель кафедры международных экономических отношений РУДН Арина Тинькова.
Она добавила, что большинство из них классифицируются как технические барьеры в торговле и санитарно-фитосанитарные меры. Это огромное разнообразие нетарифных мер, начиная соответствием, определенным стандартам производства, заканчивая полным запретом на импорт товаров.
Страны БРИКС выступают против торговых барьеров, в том числе вводимых развитыми странами под предлогом борьбы с изменением климата, отмечает эксперт. По ее словам, это является одним из тезисов принятой в ЮАР декларации.
"Экологические меры стали, одной из современных тенденций международной торговой политики, пояснила она. Это означает, что торгуемые между странами товары должны соответствовать определенным экологическим мерам и стандартам. В настоящее время ЕС применяет почти 3 тысячи экологических мер торговой политики, на втором месте в этом рейтинге США (данные ВТО)", - заключила она.