Главный русский инженер: 170 лет со дня рождения Владимира Шухова
Главный русский инженер: 170 лет со дня рождения Владимира Шухова
Конструкции, созданные Владимиром Шуховым, удивительным образом соединяют противоречащие качества: изящество и функциональность, легкость и надежность. "Что красиво смотрится, то прочно", - говорил он, и как неоспоримое подтверждение этих слов стоят сегодня вековые сетчатые башни и блестят невесомые стеклянные купола.
Содержание
- Происхождение Владимира Шухова
- Шухов-нефтяник
- Сетчатые конструкции и гиперболоид вращения
- Водонапорная башня - "прабабушка" ажурных башен
- Шуховская башня в Москве: история создания, фото
- Наследие инженера Шухова
Происхождение мастера
Любовь и способности Шухова к точным наукам обнаружились еще в юности. Родившийся 16 августа 1853 года (28 по новому стилю) в Грайвороне Курской губернии, он уже в тринадцатилетнем возрасте, будучи гимназистом, сумел совершенно самостоятельно - кратко и оригинально - доказать теорему Пифагора.
Учеба давалась ему легко: после блестящего окончания Пятой Петербургской гимназии Шухов поступает в Императорское Московское техническое училище, современному студенту более известное как Бауманка. И оно оказывается по плечу талантливому инженеру: Шухов получает аттестат с отличием, а вместе с ним предложение продолжить научную работу в стенах родного университета под руководством академика Пафнутия Чебышева.
Интересно, что на обложке вышедшей годы спустя книги Дмитрия Менделеева "Основы фабрично-заводской промышленности" была изображена паровая форсунка, позволившая использовать мазут как топливо, которую Шухов изобрел еще в студенческие годы. Патент на изготовление этой форсунки был приобретен Людвигом Нобелем, старшим братом основателя всемирно известной премии.
Шухов-нефтяник
В 1876 году как лучший выпускник училища Шухов в составе научной делегации отправляется на всемирную международную выставку в Филадельфию. Именно там он знакомится с "русским американцем", предпринимателем Александром Вениаминовичем Бари - впоследствии создателем первой в России инжиниринговой компании.
Судьбоносной их встреча окажется не только потому, что позволит юному Шухову в необходимой мере развернуть свою деятельность (спустя несколько лет он устроится на должность главного конструктора и главного инженера в фирме Бари), но и потому, что благодаря этому тандему в российской нефтяной промышленности появится немало изобретений.
В их числе первая в мире промышленная установка непрерывного термического крекинга нефти, резервуары, форсунки, нефтеналивные суда, печи для перегонки. А в 1884 году Шухов становится автором первого проекта российского магистрального нефтепровода Баку-Батум.
Сетчатые конструкции и гиперболоид вращения
Увлекшись созданием металлических конструкций, которые бы позволили серьезно экономить на материалах при сохранении высокой прочности и устойчивости, Шухов разработал сетчатые структуры для разных видов архитектурных сооружений - подвесные и сводчатые покрытия, а еще - ажурные башни.
Главным новаторством при проектировании таких башен стало использование формы гиперболоида вращения в качестве основного элемента конструкции. Эта идея родилась у Шухова при самых прозаических обстоятельствах: он наблюдал, как горничная, убираясь, поставила тяжелый горшок с домашним растением на перевернутую вверх дном плетеную корзину. Корзина вес прекрасно выдержала. Инженеру же осталось тщательно высчитать пропорции фигуры и высоту "тальи" гиперболоида, найдя необходимое соотношение диаметров его нижнего и верхнего колец.
"Прабабушка" ажурных башен
Сетчатые конструкции и первая в истории водонапорная башня гиперболоидной формы, созданные по чертежам Шухова, были впервые продемонстрированы на Всероссийской промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Стальные конструкции, которые фирма Бари предложила выставочному комитету построить бесплатно, завоевали для инженера Шухова национальную славу. После закрытия выставки водонапорную башню купил и перевез в свою усадьбу владелец стекольных заводов, известный русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов.
Желающим убедиться в надежности ажурных металлических конструкций стоит отправиться в село Полибино под Липецком. Владельцы старой усадьбы сменились уже не один раз, а шуховская "водонапорка" - прототип всех других башен инженера - стоит и по сей день. Сохранились и другие: высотная опора ЛЭП высотой 128 метров неподалеку от нижегородского Дзержинска и действующая водонапорная башня в поселке Николина Гора в Одинцовском районе.
Башня на Шаболовке
Рупор советской власти
Самым знаменитым детищем "русского Леонардо" является башня на Шаболовке, в прошлом году отметившая столетний юбилей. Летом 1919 года Совет рабоче-крестьянской обороны постановил "для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами" установить в чрезвычайно срочном порядке в Москве радиостанцию. Станция должна была стать центром распространения красной пропаганды, а башня на Шаболовке - ее самым мощным рупором.
История появления башни драматична по многим причинам. Отчасти потому, что этот проект был стратегически важен для большевиков, еще не всецело возглавлявших власть в стране, и потому возлагал на своих создателей огромную ответственность; отчасти потому, что возведение происходило в условиях жесткой экономии материалов (притом, что и размеры, и количество башен в итоговом варианте пришлось существенно сократить); отчасти потому, что Шухов, с большим скепсисом относившийся к "невежественным людям с красными книжками", парадоксальным образом оказался единственным во всей стране инженером, способным взять на себя работу такого масштаба.
Строительство башни на Шаболовке
Возведение башни происходило в самых неблагоприятных для таких колоссальных строек условиях - разгар гражданской войны, глубочайший кризис, массовый голод, нехватка ресурсов. Изначальная задумка инженера оказалась не по карману советской власти: "Железа нет", - раз за разом писал Шухов в своем дневнике.
Но инженер находит выход: выбирает телескопический способ монтажа, основанный на подъеме секций с опорой на уже построенные, уменьшает количество секций и понижает высоту башни до 160 метров. Даже в окончательном варианте башня на десятилетия станет самой высокой постройкой в стране.
За время строительства башни на Шаболовке Владимира Шухова постигают трагедии: одного за другим он теряет членов своей семьи. Летом 1921 года происходит авария - при неудачном подъеме четвертой секции сломалась третья, оказались повреждены первая и вторая. Специально созданная для расследования дела комиссия вины инженера не нашла, но Шухова приговорили к "условному расстрелу". И, несмотря ни на что, в рекордные сроки удалось восстановить четвертую секцию, затем в ускоренном темпе построить еще две и завершить работу в срок.
Дух времени
В марте 1922 года башню сдали в эксплуатацию. С Шухова сняли обвинение и отменили условный расстрел, а молодой поэт Николай Кузнецов написал стихотворение, кончающееся словами:
Нашей работы упорной
Что может быть бесшабашней!
Когда нас душили за горло,
Мы строили радиобашни.
Вплоть до появления Останкинской башни с Шаболовки транслировались советские теле- и радиопередачи. За время своего существования башня пережила многое, выстояла, даже когда в нее врезался почтовый самолет.
Дух своего времени башня на Шаболовке бережно стережет и сегодня, а потому заслуженно находится в одном ряду с такими известными ее "сестрами", как хранящая отголоски изящества эпохи модерна башня Гюстава Эйфеля и принципиально утилитарный конструктивистский проект памятника III Интернационалу Владимира Татлина.
Затем были другие, не менее грандиозные проекты: новые башни, трубопроводы, завод "Динамо", Магнитка, Кузнецкстрой, более 500 мостов. В 30-е годы Шухов руководил работами по выпрямлению минарета медресе в Самарканде, памятника XV века.
Наследие инженера Шухова
В китайском городе Гуанчжоу уже в наше время возвели шестисотметровую телебашню гиперболоидной конструкции. С "прабабушкой" всех сетчатых башен ее разделяют страны, столетия и сотни метров разницы. А объединяет одно - великий инженерный гений Владимира Шухова.
Хранят память его архитектурные работы: дебаркадер Киевского вокзала, воздушные потолочные перекрытия над галереями ГУМа, Главпочтамтом, ГМИИ, рестораном "Метрополь", Бахметьевским гаражом, Петровским пассажем, ЦУМом и другими столичными жемчужинами. Шухов продолжает жить и в сделанных им фотографиях, открывающих страну и личность самого инженера с нового угла. Наравне с долговечностью он умел ценить и трудноуловимую мимолетность происходящего.
Среди изобретений, к которым Шухов приложил свою руку, соседствуют сотни самых разнообразных проектов: авиационные ангары, сетчатые перекрытия, нефтяные резервуары, доменные печи, корабельные мачты, трубопроводы, пакгаузы, элеваторы. А еще - великое множество установок, приборов и механизмов. Запатентованы из них лишь 15.
С самых ранних лет и на протяжении всего жизненного пути Владимир Шухов занимался инженерным делом, и плоды его кропотливой и математически точной работы - изобретения, методики расчетов, принципы конструирования трубопроводов, обогревателей, форсунок, транспортеров, элеваторов и множества других устройств - до сих пор применяются при проектировании и строительстве.