30.08.2023 10:30
Поделиться

Большой концерт лауреатов Конкурса Чайковского с Юрием Башметом прошел в усадьбе Демьяново в Клину

Масштабный опен-эйр под руководством маэстро Юрия Башмета прошел в подмосковном Клину уже во второй раз. В прошлом году это грандиозное музыкально-световое действо посетило около 5 тысяч человек, и подобный успех вдохновил организаторов на повторную акцию, которая теперь наверняка станет постоянной.
Грандиозный концерт звезд на открытом воздухе завершился на триумфальной ноте.
Грандиозный концерт звезд на открытом воздухе завершился на триумфальной ноте. / Пресс-служба проекта

На Большой Поляне возле усадьбы Демьяново в сопровождении оркестра "Новая Россия" выступили лауреаты XVII Международного конкурса имени Чайковского. Недавние триумфаторы - представители каждой из номинаций - исполнили музыку Петра Ильича. Связующей нитью номеров стал конферанс актера Игоря Гордина, который зачитывал мемуары победителей конкурса разных лет, погружая в контекст того времени.

Концерты Юрия Башмета в Клину - давно уже не редкость. Каждое лето на территории музея-заповедника Чайковского проводится фестиваль искусств с участием знаменитого дирижера и выдающихся солистов. Но теперь и усадьба Демьяново, филиал музея, очевидно, претендует на статус новой крупной опен-эйр площадки наподобие, скажем, пространства вокруг музея "Новый Иерусалим" в Истре, где проходит фестиваль "Лето. Музыка. Музей".

Сама старинная усадьба достойна отдельных слов. В Демьяново останавливались Екатерина II и маленький Саша Пушкин, а в конце XIX века дом выкупил брат композитора Сергея Танеева - Владимир, известный ученый-философ. Усадьба стала местом притяжения для интеллигенции: сюда приезжал Александр Скрябин, Андрей Белый, сестры Гнесины, братья Васнецовы и, конечно же, Чайковский. В советские годы из нее сделали туберкулезный диспансер, а потом и вовсе забыли. Сегодня полуразрушенная усадьба Демьяново выглядит как декорация к военно-историческому фильму. Руины, конечно, смотрятся эпично, но все же хочется пожелать этому памятнику архитектуры дожить до реставрации.

Впрочем, в этот вечер жители Клина и гости, заполнившие концертный зал с партером и так называемой фан-зоной с мягкими пуфиками на поляне, все-таки не столько волновались о печальной судьбе дома Танеева, сколько предвкушали предстоящее зрелище. "Ночь Чайковского" стартовала поздним вечером - увертюрой-фантазией "Ромео и Джульетта" и закончилась, действительно, на закате дня. Главными героями вечера стали лауреаты Конкурса Чайковского, завершившегося два месяца назад.

Виолончелист Иван Сендецкий из Санкт-Петербурга, обладатель четвертой премии, сыграл Pezzo capriccioso - одну из обязательных пьес первого тура состязания. Певучий бархатный тембр виолончели вел лирический монолог под аккуратный аккомпанемент подопечных Юрия Башмета: солист и оркестр демонстрировали удивительное понимание друг друга.

Победитель в номинации "фортепиано", ростовчанин Сергей Давыдченко и "Новая Россия" поначалу будто играли в догонялки - возможно, 18-летнему артисту было трудно привыкнуть к подзвучке инструмента и непривычной акустике. Но ближе к середине финала Первого фортепианного концерта диалог между солистом и оркестром все же случился. Как и у скрипачки Ким Ке Хи из Южной Кореи, поразившей публику сочетанием блестящей виртуозности и мягкой лирики в игре. Обладательница первой премии конкурса Чайковского представила Первую часть концерта для скрипки и оркестра - один из элементов "обязательной программы" скрипичной номинации.

Певцы Максим Лисиин (вторая премия) и Альбина Тонких (третья премия) напомнили публике известнейшие арии из опер Чайковского "Пиковая дама" и "Иоланта". Как и на конкурсе, баритон раскрыл характер князя Елецкого: фраза "я вас люблю, люблю безмерно…" была спета с подлинным благородством и душевностью. А белорусская сопрано, чей удивительно прозрачный и нежный тембр отметил маэстро Башмет, была очень трогательна в образе хрупкой и ранимой Иоланты, победить слепоту которой помогла любовь.

"Ночь Чайковского" не обошлась и без лауреатов в номинации "духовые инструменты". Гобоист Федор Освер (вторая премия) продемонстрировал, как трогательно может звучать ария Ленского в инструментальном переложении, а француз Шарль Ределле выбрал Andante cantabile из Струнного квартета № 1 (транскрипция Максимилиано Сантоса).

Грандиозный опен-эйр в усадьбе Демьяново завершился на триумфальной ноте - в сопровождении световой проекции, озаряющей сцену и зрителей, оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета исполнил Па-де-де из балета "Щелкунчик".