30.08.2023 13:13
Поделиться

Продавцов автомобилей хотят обязать сообщать о сделках в ГИБДД

Национальный автомобильный союз обратился в МВД с предложением обязать автовладельцев уведомлять Госавтоинспекцию о продаже машины. А также запретить новому собственнику ставить транспортное средство на учет, если прежний собственник этого не сделал. Мнения экспертов на эту инициативу разделились.
iStock

Как написал в своем Telegram-канале президент союза Антон Шапарин, в письме, направленном в МВД, он пояснил, что сейчас некоторые собственники, чтобы не ставить машину на учет, не платить транспортный налог, не оплачивать штрафы просто ездят с пачкой договоров купли-продажи. В итоге страдают как бывшие собственники, потому что им приходится оплачивать налоги и штрафы новых, так и региональные бюджеты, которые из таких действий перекупщиков недополучают доходов.

Он напомнил, что у нас есть ответственность, если автомобиль не поставили в установленные 10 дней после покупки на учет. Она предусмотрена статьей 19.22 Кодекса об административных правонарушениях (штраф в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей). Но срок привлечения к ответственности - 60 дней. Если автовладелец не поставил машину на учет в течение 10 дней, то спустя два месяца после этого наказать его невозможно.

Антон Шапарин также обратил внимание, что проблема носит массовый характер. Так, по результатам анализа объявлений на "Авито" по состоянию на 22 августа 2023 года в РФ в продаже находится более 76 тысяч подержанных легковых машин. Из них только 65 тысяч, или 85%, по данным портала, находятся на регистрационном учете. Из 10 тысяч машин без регистрации как битые продаются только 134 автомобиля, остальные пригодны к эксплуатации. Эти цифры говорят, что если экстраполировать данные на общее количество легковых транспортных средств, то до 6,8 миллионов легковых автомобилей могут не иметь регистрации.

Лазейкой активно пользуются перекупщики, причем как физические, так и юридические лица, в том числе бывшие официальные дилеры. Покупка у таких перекупщиков - частных лиц, во-первых, вводит граждан в заблуждение о количестве собственников автомобиля. А также часто сопряжена со скручиванием пробега, то есть с мошенничеством. Юридические лица используют эту схему, продавая транспортные средства якобы по договору комиссии, чтобы не подпадать под требования закона "О защите прав потребителей", не нести ответственность за проданный товар, в том числе автомобиль со скрученным пробегом.

Что же предлагает Национальный автомобильный союз? Он предлагает внести поправки в закон "О регистрации транспортных средств" с тем, чтобы прямо запретить новым собственникам совершение регистрационных действий с машинами, не зарегистрированными в установленном порядке. Любой перекупщик, физическое или юридическое лицо, должен быть обязан зарегистрировать транспортное средство.

А также ввести требования к продавцу об обязательном уведомлении органов ГИБДД о факте продажи транспортного средства. После этого через 10 дней, если машина не поставлена на учёт - штраф тому, на того, кто придёт её ставить, а не промежуточным собственникам. И отказ в регистрационных действиях.

Как считает автоэксперт Игорь Моржаретто, здравая мысль в таком предложении есть. И проблема с такими проданными машинами существует. Люди вроде как купили автомобиль, на учет не поставили, а штрафы и налоги приходят бывшему собственнику. А способ уведомлять ГИБДД о продаже машины есть и сейчас - оформление договора купли-продажи через портал Госуслуг. Он автоматически попадает в базу Госавтоинспекции. И налоги и штрафы начинают начисляться на нового собственника. Причем такое оформление договоров будет пользоваться все большим спросом.

Впрочем, не согласен с такой идеей адвокат Сергей Радько. Он напоминает, что сейчас прежний собственник, если по каким-то причинам новый не поставил машину на учет, может прекратить регистрацию автомобиля через 10 дней, после подписания договора купли-продажи. Причем для этого даже из дома выходить не надо. Это можно сделать через портал Госуслуг.

Бывший собственник сам заинтересован, чтобы в кратчайшие сроки не иметь никакого отношения к проданному транспорту. Если это сделать обязанностью, то вырастет и без того высокая нагрузка на регистрационные подразделения ГИБДД.

Недаром, кстати, в свое время отказались от обязанности старого собственника снимать машину с учета для продажи. Теперь продавцу при продаже вообще нет нужды обращаться в ГИБДД. Машина с учета снимается автоматически при регистрации на нового собственника.

А с запретом регистрировать автомобиль, если прежний его собственник не ставил машину на учет, вообще непонятно. Например, вступил человек права наследования на автомобиль. Но машина ему не нужна. Он ее продает. При этом он не ставит ее на учет в ГИБДД. А вместе с договором купли-продажи передает копию документа о праве наследования новому собственнику. Требования по постановке на новый учет проданной машины также усложняют и удорожают процедуру покупки.