На Кубани вырос спрос на услуги экскурсоводов-водителей

Почти в полтора раза этим летом, по сравнению с прошлым, увеличился спрос на индивидуальные автомобильные экскурсии и услуги гидов-водителей в Краснодарском крае. Та же тенденция наблюдается в городах Северного Кавказа. Растет и количество предложений от экскурсоводов, готовых организовать тур на своей машине. Такие данные привел сервис "Авито Услуги".
Чаще всего индивидуальные экскурсии заказывают семьи или дружеские компании.
Чаще всего индивидуальные экскурсии заказывают семьи или дружеские компании. / Владимир Аносов/РГ

Если сравнивать автомобильные туры с групповыми автобусными, то первые будут дороже примерно в 2-2,5 раза. Однако гостей, готовых платить за комфорт и индивидуальный подход, становится все больше.

Евгений Паращенков, аккредитованный экскурсовод, гид-водитель из Краснодара, сотрудничающий с туроператором, работает в Краснодарском крае и Адыгее - возит отдыхающих примерно в радиусе 150-200 километров от кубанской столицы: в горы Адыгеи и Апшеронского района, в Геленджик, Новороссийск, Анапу и на Таманский полуостров. Поездка занимает 10-12 часов, машина рассчитана на четырех путешественников. Чаще всего туры заказывают семьи или компании друзей. Цена поездки - 10-15 тысяч рублей в зависимости от расстояния и времени в пути.

- У меня есть несколько расписанных маршрутов, но любой может корректироваться в режиме реального времени. Я рассказываю по дороге, куда мы можем заехать и что увидеть, какие экскурсионные объекты платные, а какие бесплатные, и клиенты сами решают, что они хотят посмотреть, - рассказал Евгений. - Некоторые достопримечательности в интернете красиво расписаны, с отретушированными фотографиями, но туристы, когда их видят, понимают, что описание не соответствует реальности. И чтобы не было неоправданных ожиданий, я им говорю, что действительно стоит увидеть, а что нет. Экскурсии заказывают в подавляющем большинстве туристы из других регионов, у которых нет машины.

По словам представителя команды гидов Геленджика, экскурсовода-водителя Анны Задвернюк (она оформила самозанятость), клиентам удобно, что за ними приезжают на машине, например, к отелю и потом привозят обратно. Как местный житель, она может показать туристам самые интересные локации и рассказать о них, а также порекомендовать, где можно вкусно поесть. К тому же она может посоветовать не ехать на водопады, если долго стояла засушливая погода и воды в них просто нет, а выбрать другие локации.

- Туристы заранее просматривают экскурсии на платформах, где мы размещаем информацию о своих услугах, они все с описанием и ценой. Потом разговариваем по телефону, утверждаем программу, - отмечает Анна. - Она зависит от возраста человека, физической подготовки, наличия времени. Все индивидуально и может варьироваться. На нашем курорте популярные места - скала Парус, "Голубая бездна", винодельни, севший на мель корабль.

Что касается СКФО, то, как отмечает директор по коммуникациям ГК "АВТОДОМ" Анна Уткина, в Кавминводах востребованность автоэкскурсий возросла, поскольку туристы непременно хотят увидеть четыре города-курорта, и поездка на машине позволяет посетить все интересные локации, тем более что до некоторых из них можно добраться только на машине.

- Особенно услуги гидов на собственных авто востребованы людьми, которые не умеют водить, - добавила Уткина.

А руководитель команды по развитию ассортимента экскурсий сервиса Tripster Оксана Бондарь отметила, что также растет интерес к поездкам без экскурсий и трансферам:

- Особенно это заметно в Краснодарском крае и на Кавказе. Думаю, это связано с трендом на природный туризм и с тем, что во время таких поездок не нужно обрабатывать много аудиальной информации, порой в ней даже нет необходимости - можно гулять, наслаждаться видами и делать красивые фотографии.

Заказать индивидуальные экскурсии можно в туркомпаниях, на интернет-платформах туристических сервисов или сервисах, где предлагают различные услуги.

- С гидами мы заключаем договор оферты, созваниваемся с каждым новым экскурсоводом или представителем команды, спрашиваем, какая у них машина, есть ли детские кресла, - пояснили корреспонденту "РГ" в сервисе Tripster. - Можно ли нам пожаловаться, если услуга не понравилась? Да, конечно, для этого на сайте есть форма отзыва, чаты поддержки, указана почта и телефоны. Если гид не решает проблему, то мы можем изменить предложение или прекратить сотрудничество. Если экскурсия не состоялась по вине гида или он сильно опоздал, то возвращаем предоплату. Если люди недовольны, мы готовы помочь с получением компенсации.

При этом эксперты как один говорят о том, что выбирать поставщика услуг надо, ориентируясь на рейтинги, отзывы в соцсетях и на сайтах-отзовиках.

- Обязательно стоит уточнить, какое именно транспортное средство будет использовано, согласовать оплату, точный маршрут, время начала и окончания экскур- сии, - отмечает генеральный директор российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин.

Стоит добавить, что сейчас государство наводит порядок в туристической отрасли - до первого июля 2024 года экскурсоводы и гиды должны пройти обязательную аттестацию. На Кубани в специальную комиссию вошли представители структур исполнительной власти, профессионального сообщества и образовательных организаций. Данные обо всех аттестованных специалистах вносят в федеральный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков. Они получают идентификационную нагрудную карточку. Срок действия аттестата - пять лет, затем необходимо повторно подтвердить свою квалификацию. В Краснодарском крае аттестовались уже более 160 человек.

Под защитой закона

По словам президента Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любови Бахметовой, если гид оказывает услуги гражданам и берет деньги, значит, он обязан выполнять все требования Закона "О защите прав потребителей". Если клиент не доволен услугой, он может обратиться в суд даже при отсутствии официального договора. Подтверждающим документом может служить в том числе чек о переводе на банковскую карту. Доказательством станут и свидетельские показания.

- Если возник конфликт с гидом, то нужно привлекать полицию, которая зафиксирует, что деньги были уплачены, а услуга не была оказана или оказана с существенными недостатками. Если в возбуждении уголовного дела откажут, то в соответствующем постановлении будут отражены все фигуранты, и этот документ тоже можно предоставить суду, - заключила Бахметова.

Комментарий

Сергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России:

- Спрос на гидов в нашей стране в целом растет, а если экскурсовод приезжает за туристами еще и на своем автомобиле - это вдвойне удобнее: человеку не нужно самому искать транспорт, чтобы посетить интересные локации. Это перспективное направление развития туристического сервиса. Внутренний туризм сейчас на подъеме, и можно ожидать, что спрос на гидов-водителей тоже будет увеличиваться.

Я бы советовал отдыхающим пользоваться услугами официальных туркомпаний. Конечно, нужно обращать внимание на рейтинги и отзывы, делать запрос в Сети на фамилию гида, так как в интернете могут остаться "следы" негативных эпизодов его трудовой биографии. Если вы платите наличными, потом будет трудно оспаривать договоренности в суде. При этом надо быть осторожными с очень дешевыми предложениями, а также не платить всю сумму за услугу заранее.

Лучше увидеть гида и его машину и только после этого окончательно оформить соглашение с ним. Если речь идет о частных экскурсоводах, то я считаю, что такие услуги должны оказывать либо индивидуальные предприниматели, либо самозанятые, чтобы была возможность как-то обозначить их в правовом поле. Также можно ориентироваться на платформы онлайн-бронирования экскурсий. Они проводят первичную проверку исполнителей, содержат истории заказов, рейтинги, гиды платят им комиссию. Вообще же туристы всегда должны проявлять осмотрительность.