В первый день Венецианского кинофестиваля показали фильмы о войне, времени и человечности

Первые дни 80-го Венецианского кинофестиваля подтвердили обоснованность ожиданий: по отзывам прессы, программа отличается актуальностью идей и сильными художественными решениями.
В ожидании конца света время течет иначе: то притормозит, то сорвется с цепи. Фильм Лилианы Кавани "Порядок времени".
В ожидании конца света время течет иначе: то притормозит, то сорвется с цепи. Фильм Лилианы Кавани "Порядок времени". / Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваля

Забастовка голливудских актеров хлестанула по Мостре: премьеру "любовно-теннисного" фильма Луки Гуаданьино "Претенденты" пришлось отменить. Он ориентирован на публику в возрасте от 18 до 34, и участие популярной актрисы, певицы, танцовщицы и модели Зендаи в продвижении релиза имеет решающее значение, у звезды более 200 миллионов подписчиков в соцсетях. Но Зендая не может представить фильм в Венеции, и мировая премьера перенесена на апрель будущего года.

Конкурс открыл "Команданте": в эпоху сотрясающих планету катаклизмов он напоминает о необходимости в любых обстоятельствах оставаться людьми, протягивая руку помощи даже врагу, если он уже повержен. Картина основана на реальном факте Второй мировой войны, когда командир итальянской боевой субмарины Сальваторе Тодаро, потопившей вражеское судно "Кабало", взял, вопреки приказу, на буксир шлюпку с членами его бельгийского экипажа и, рискуя попасть под обстрел противника, привел ее в ближайший безопасный порт. Этот пример высокого гуманизма вдохновил известного писателя Сандро Веронези и режиссера Эдоардо Де Анджелиса (замечательного визионера, по характеристике Эмира Кустурицы) на создание военной эпопеи, напоминающей о приоритете общечеловеческих ценностей перед любым законом войны.

В эпоху сотрясающих планету катаклизмов фильм "Команданте" напоминает о необходимости в любых обстоятельствах оставаться людьми

Прежде чем перейти к главному моральному конфликту фильма - труднейшему выбору, перед которым оказался герой, авторы почти трехчасовой эпопеи погружают нас в клаустрофобский мир субмарины. Мы знакомимся с ее обитателями: оторванным войной от привычной жизни механиком, в миру рыбаком Стампо, с бывшим скрипачом лейтенантом Степовичем, с корабельным коком Джинджино, в прошлом он был искусным поваром одного из небольших ресторанов, а теперь учится делать деликатесы из картошки.

Подлодка подвергается неожиданному обстрелу подкравшимся в темноте неизвестным торговым судном и вступает в короткий, но ожесточенный бой. И теперь мы должны вместе с героями преодолеть понятные чувства ненависти к напавшему и выбирать между древним незыблемым законом морского братства, требующим помогать утопающим, и законом военного времени, когда все нацелено на уничтожение, разрушение и убийство. В роли сурового команданте Тодаро - Пьерфранческо Фавино ("Марко Поло", "Война миров Z").

В программе "Венецианские классики" прошел фильм Орсона Уэллса "Портрет Джины" 1958 года, картина со странно нелепой судьбой. Она была снята мастером как пилот к задуманному им телесериалу "о местах и людях" - своеобразному интервью-шоу. В центре - итальянская звезда Джина Лоллобриджида, находившаяся в зените красоты и славы. Но встречи с ней были лишь поводом попутешествовать по Италии, поговорить с ее знаменитыми коллегами - кинематографистами уровня Витторио Де Сика - о прихотливых траекториях их профессиональной жизни, обсудить итальянские традиции и обычаи, сосредоточившись на жизни и практике римской киностудии Cinecitta... В картине использованы фотографии, постеры, рисунки жившего в Париже русского художника-авангардиста Эдуарда Штейнберга.

Уэллс считал картину не привычным "творческим портретом", а вариантом эссе в традициях личного дневника, своим размышлением на темы, связанные с Лоллобриджидой. Впоследствии этот жанр, соединяющий опыт кино с телевидением, был частично реализован в документальном фильме Уэллса F For Fake ("Фальшивка") 1973 года - о мистификациях и фальсификациях в искусстве, а тогда телеканалы США отвергли проект, обвинив автора в технической некомпетентности, и пилотный выпуск сериала не вышел в эфир. Единственная сохранившаяся копия была обнаружена вскоре после смерти Уэллса в середине 1980-х годов. Ее и увидели зрители Мостры.

В честь итальянской суперзвезды в первый день фестиваля прошла и драмеди Марио Сольдати "Провинциалка" 1953 года об интригах некоей графини, которая хочет сделать из наивной девушки любовницу для своих многочисленных друзей, итальянский вариант "Расемона" с сопоставлением нескольких версий покушения на убийство.

Еще одной героиней первого фестивального дня стала Лилиана Кавани: по случаю ее 90-летия и премьеры ее новой картины "Порядок времени" создательница бессмертного "Ночного портье" была награждена почетным "Золотым львом" за вклад в киноискусство. Премию вручила актриса Шарлотта Рэмплинг, снимавшаяся у Кавани в "Ночном портье".

Драма "Порядок времени" создана на основе одноименной книги итальянского физика Карло Ровелли, специалиста по исследованиям квантовой гравитации и физической природы времени. Это научный труд, хоть и изложенный популярным языком, и он привлек внимание Кавани интригующим тезисом об изменчивости времени. Она рассказывает: "Мы со сценаристом Паоло Костеллой прочитали книгу Ровелли и подумали, что стоило бы поделиться в фильме нашим открытием этого увлекательного, хотя и полного тревоги произведения. Жизнь - это своего рода путешествие, мы его совершаем во Вселенной по программе, которую не выбирали: как и все сущее, она разворачивается в "порядке времени".

По сюжету фильма группа старых друзей ежегодно собирается на приморской вилле, чтобы отпраздновать день рождения одного из них. Но становится известно, что миру уже в течение ближайших часов наступит конец. Подобные коллизии как тест человечества на человечность уже были использованы в кино множество раз, начиная с "Меланхолии" Ларса фон Триера и заканчивая альманахом "День до" группы российских режиссеров. Но Лилиану Кавани, в продолжение теорий Ровелли, интересует, как меняется в связи с трагическим известием сам ток времени для героев, как их последняя летняя ночь становится одновременно и быстротекущей, и вечной.

"Для этого приключения, - продолжает Лилиана Кавани, - у меня были очень хорошие актеры, способные достоверно выразить весь спектр эмоций, которых требует такая история. Каждый из них нашел точные средства, чтобы полнее выразить страх, ностальгию, удивление, неуверенность, надежду". В фильме снималась в большой компании итальянских актеров звезда российского театра и кино Ксения Раппопорт.