"Вы говорите на фарси?" - примерно такой вопрос задали и. о. директора Центра поддержки экспорта Елене Поглазовой. Среди навыков Елены Викторовны этого не оказалось. Благо ее обширные контакты позволили быстро найти тех, кто помог этому предприятию организовать переговоры с потенциальными партнерами из Ирана.
Другой вятский производитель - Лебяжский завод растительных масел, который специализируется на переработке выращенного в регионе рапса, во многом благодаря консультациям от Центра поддержки экспорта прочно закрепился на китайском рынке. Сейчас компания поставляет в КНР около 90 процентов производимого ею масла.
- Мы помогли этому заводу найти тех покупателей, которые у них есть сейчас. Еще в 2019 году организовали участие лебяжского завода на выставке в Китае. Обеспечили размещение на крупнейших китайских маркетплейсах, все, вплоть до оформления страниц и обучения ответственного сотрудника, профинансировали годовой абонемент с рекламным пакетом. И это только часть нашего сотрудничества, - поясняет Елена Поглазова.
Конечно, часть расходов участники программ оплачивают самостоятельно. Тем не менее даже сравнительно крупным предприятиям бывает сложно узнать о новых возможностях, которые создаются для бизнеса региональными властями и федеральным правительством.
Например, федеральное правительство субсидирует логистику экспортных поставок. Но эта мера настолько популярна, что порой все квоты расходятся если не за часы, то в течение нескольких дней.
- Мы за определенное время знаем, что будет организован прием заявок на получение той или иной субсидии. И через массмедиа, а часто лично сообщаем нашим клиентам: "Через неделю будут принимать заявки. Готовьте документы, изучайте материалы!" - эта история от руководителя специализированного органа наглядно отражает стиль взаимодействия этой государственной структуры с местным бизнесом, который вряд ли можно ожидать в, казалось бы, более продвинутых с экономической точки зрения регионах.
Благодаря подобным, казалось бы, мелочам в прошлом году вопреки санкциям 675 кировских предприятий поставляли продукцию на внешние рынки. Безусловно, среди них есть расположенные в регионе подразделения международных и федеральных холдингов. Но большинство - небольшие предприятия. Для таких компаний новые поставки на внешний рынок в миллион долларов США - настоящий прорыв и выход на новую ступень развития.
- Благодаря совместной работе предприятий и органов власти региона ведется переориентация направлений сбыта, а также освоение новых рынков сбыта: Белиз, Гвинея, Мозамбик, Танзания. Торговыми партнерами региона стали 108 стран, в основном дальнего зарубежья. В среднем экспорт в дружественные страны вырос, в особенности в Китай, Египет, Южную Африку, Турцию, Армению, Казахстан, Узбекистан, Перу, Кению, - отмечает вице-премьер регионального правительства Михаил Сандалов.
Губернатор Кировской области Александр Соколов в настоящее время делает акцент на вовлечение расположенных в регионе предприятий в экспортную деятельность, освоение новых рынков сбыта и логистических маршрутов.
- Сейчас мы постоянно контактируем со странами, которые могут быть потенциальными рынками сбыта для наших предприятий. Я считаю перспективным освоение южного коридора. Там пока не так тесно. А за счет того, что мы северный регион, наша продукция очень востребована, - считает глава Кировской области.
Александр Соколов подчеркивает, что государственные органы продолжат поддержку вятского бизнеса на новых экспортных направлениях, поскольку для предприятий это шанс найти свое место в формирующейся сейчас новой международной системе разделения труда.