Россияне в массе отдыхают за рубежом по внутренним причинам
Публицист Лекух: Туриндустрия перед россиянами по-прежнему в большом долгу
zigmund/ youtube.com
1 сентября - это не только День знаний. Это официальное окончание сезона отпусков, по крайней мере, их статистически значимой части.

Согласно статистике, опубликованной Российским союзом туриндустрии, значительная часть сограждан по-прежнему верна зарубежным пляжам. Порядка 5 миллионов только организованных туристов из России летом 2023 года совершили путешествия за рубеж. Самым популярным направлением, несмотря на ощутимый рост цен, этим летом оставалась Турция, куда организованно, через туроператоров за три месяца отправились не менее 2,6 миллиона туристов. Второе место у Абхазии - 1,2 миллиона, и далее вниз по списку старожилы российских симпатий - ОАЭ, Египет, Таиланд - от 350 до 180 тысяч отдохнувших россиян. Отдельно отмечу 55 тысяч соотечественников, добравшихся до Мальдивских островов, и 35 тысяч посетивших Кубу. Шри-Ланке, Сейшелам, Мадагаскару, Занзибару и прочим экзотическим местам тоже достались тысячи наших туристов. Еще раз отмечу - это цифры организованных поездок, статистика туроператоров. Сколько и куда людей поехали самостоятельно, мы узнаем позже.

Какие выводы напрашиваются? Во-первых, следует порадоваться и за нашу экономику, и за сограждан. Поток туристов на не самые дешевые направления - к условно "бюджетным" можно отнести только Абхазию и Египет, а вот Турцию уже нет, - не иссякает. И это зримо рвет в клочья западные тезисы о "разорванной в клочья экономике", которая держится только на "рабском труде россиян", а равно и о "катастрофическом снижении уровня жизни".

Но, во-вторых, как любая монета имеет реверс и аверс, так и у любой статистики, даже иллюстрирующей видимое благополучие, существует и своя оборотная сторона.

Легко заметить, что в топе предпочтений россиян - не "культурные", не "образовательно-познавательные" направления, а типично "пляжные". Люди едут за шезлонгом, морем и солнцем. И винить их за это никак невозможно. Но следует внимательно посмотреть в глаза тем, кто не может или не хочет предложить им ничего, сопоставимого по стоимости и комфорту на территории своей собственной страны.

Дело ведь не в специфических и привнесенных в этом году извне негативных факторах для Крыма - это проблемы объективные, временные и, помимо прочих, нашей армией решаемые. А в том, что наша туриндустрия перед россиянами по-прежнему в большом долгу. Иначе не оставили бы они, обыватели, не олигархи какие-нибудь, вдали от родины почти 10 миллиардов долларов за лето, по самым скромным прикидкам. Такие деньги в нынешних обстоятельствах особенно обидно терять. Значит, не хватает нам чего-то на собственных, прогреваемых летом морях, реках и озерах, куда при прочих равных они могли бы поехать.

Чего именно не хватает - разговор нужен долгий и обстоятельный. Тем более что каждый случай - море, озеро, река - требует индивидуального подхода. Каспий - не Карелия, Владивосток - не Ялта.

Я очень хочу надеяться, что в сфере внутреннего туризма нет падких на простые решения лоббистов, которые решат повысить показатели путем ограничения зарубежного туризма. Свобода передвижения - одно из реальных завоеваний "нового времени". И неслучайно в некоторых европейских странах нам эту свободу изо всех сил стараются запретить. Просто, наконец, хватит решать проблемы, проистекающие из собственной менеджерской немощи, а также жадности, грубости, злокачественной хитрости, местечкового монополизма и прочих, не способствующих качественному отдыху явлений за счет нервов и кошелька граждан.

Дмитрий Лекух
публицист
Поделиться