Более десяти лет США по большей части игнорировали БРИКС. Объединение с участием Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки редко попадало в поле зрения Вашингтона. А когда появлялось, то отмечалось желание Вашингтона преуменьшить значение этого клуба. В частности, об этом свидетельствуют слова советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, который подчеркнул, что БРИКС не является геополитическим соперником для США. Западные обозреватели, в свою очередь, в основном изображали БРИКС как свидетельство попыток Китая доминировать на Глобальном Юге, или указанная тема и вовсе использовалась в качестве предлога для обычных дискуссий. Некоторые из комментаторов даже призывали распустить БРИКС.
Сегодня такая самоуверенность выглядит менее обоснованной. На саммите БРИКС в Йоханнесбурге шесть государств получили приглашения вступить в объединение. Речь идет об Аргентине, Египте, Эфиопии, Иране, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). После этого безразличие Вашингтона сменилось удивлением и даже тревогой. Но повода для тревоги пока нет. БРИКС никогда не будет управлять миром и не заменит международную систему, возглавляемую США.
Тем не менее, пренебрегать значимостью БРИКС было бы ошибкой. В конце концов, если клуб имеет такой длинный "список ожидания" (на вступление в объединение претендуют двадцать государств), значит он, вероятно, делает все правильно. Расширение БРИКС является безошибочным признаком неудовлетворенности многих стран глобальным порядком и их стремлением улучшить в нем свое место. Для США, чья власть над глобальным доминированием ослабевает, это заметный вызов, но и возможность.
Критики правы: работа над созданием БРИКС еще продолжается. Две основные инициативы объединения - Новый банк развития и пул условных валютных резервов - довольно незначительны по сравнению с глобальной системой кредитования и финансирования развития. Другие инициативы клуба, такие как сотрудничество в области медицинских исследований и освоения космоса, находятся в зачаточном состоянии. Расширение БРИКС может затруднить создание институтов объединения, так как в нем будет участвовать больше игроков. К примеру, существует некоторая разница в подходах Китая, России и государств Глобального Юга на БРИКС.
Глобальное доминирование США, конечно, подкреплено огромными военными расходами, сетью альянсов и сотнями размещенных по всему миру военных баз. Но даже если расширившийся БРИКС будет только продвигаться в контексте развития своего материального успеха (существует вероятность, что объединение добьется большего), то он бросит вызов Вашингтону в трех ключевых областях: это международные нормы, геополитическое соперничество и межрегиональное сотрудничество.
Со времен распада Советского Союза в 1991 году, вопреки катастрофическим интервенциям в Ирак и Афганистан, Соединенные Штаты смогли позиционировать себя как страну, выступающую за ценности свободы и демократии. На самом деле основной источник власти Вашингтона - это его несоразмерное влияние на формулирование глобальных норм. Недаром администрация Байдена беспрестанно заявляет, что мир разделен на демократии, которые следуют правилам, и автократии, которые этими правилами пренебрегают. Во главе первой группы, понятное дело, стоят США.
Такой формат "демократии против автократий" уже частично дискредитирован близостью Вашингтона к некоторым авторитарным правительствам. В случае расширения БРИКС это будет ударом по данному формату с другого угла. В числе одиннадцати государств, которые войдут в расширенный состав объединения, четыре страны можно назвать демократиями, четыре - автократиями, две - монархиями и еще одну - теократией. Это еще раз свидетельствует о том, что политическая система страны является плохим показателем того, как государство формирует свои интересы и с кем решает вступать в коалицию.
Более того, состав расширенного объединения будет включать две пары непримиримых соперников. Речь идет об Индии и Китае, а также об Иране и Саудовской Аравии. Еще там будет скандалящая пара в лице Египта и Эфиопии. Само по себе членство в БРИКС не решит существующих между этими странами серьезных проблем. Но оно создаст уникальные возможности для прямых двусторонних переговоров между государствами, которые недолюбливают друг друга. И эти переговоры будут проходить в относительно спокойной и безопасной многосторонней среде. Вашингтон всегда в истории находил преимущество в использовании разногласий между другими странами в своих целях, особенно на Ближнем Востоке. Сокращение уровня недоверия между членами БРИКС может помочь этим странам вырваться из этого нездорового цикла.
В целях закрепления своей главенствующей роли Вашингтон также склонен делить мир на регионы. Своим союзникам и партнерам, особенно на глобальном Юге, американцы обычно предлагают противостоять противникам США или налаживать более глубокие связи с партнерами Вашингтона в регионе. Так, Соединенные Штаты поощряют Индию и Филиппины противостоять Китаю, в то время как государства Персидского залива они призывают сосредоточиться на Иране и выстраивать связи с Израилем.
Подход "разделяй и властвуй" ограничивает горизонты средних держав пределами их собственных регионов. Имея в своем составе членов с трех континентов, БРИКС в состоянии создать новые пространства для ключевых игроков Глобального Юга, где они смогут выработать привычку к взаимодействию и партнерству далеко за пределами своих регионов, работая против предпочтительного для Вашингтона разделения труда.
Прежде всего, растущая привлекательность БРИКС является сигналом того, что американское глобальное доминирование ослабевает. Но это не означает, что большинство новых и стоящих у истоков объединения членов БРИКС настроены в антиамериканском ключе. Египет является надежным партнером США в области безопасности, Бразилия и Южная Африка имеют длительную историю отношений с Вашингтоном, а Индия, возможно, самый близкий друг США в этом клубе. Все они просто предпочитают жить в мире, где США были бы ведущей, а не доминирующей державой.
Разве это так плохо? Соединенным Штатам, сталкивающимся со своими неразрешимыми внутренними проблемами, следует рассматривать расширение БРИКС не как угрозу, а как возможность. Это дает Вашингтону шанс не только заново изучить опыт сотрудничества, но и отказаться от бремени и представлений о своей исключительности, которые не служат американским интересам. В ходе этого процесса США и весь мир могут стать лучше.