В трех школах Красноярска к началу учебного года полностью завершен капитальный ремонт, проведенный по федеральной программе "Развитие образования". Одна из них, № 108, была построена в 1969 году, и такие масштабные ремонтные работы в ней проводились впервые: подрядчики обновили крышу, заменили инженерные коммуникации и окна, выполнили отделку фасада спецпокрытием, которому не страшны ни дождь, ни снег. Кроме того, было закуплено новое оборудование для столовой, для компьютерных классов и для лабораторий. Интересно, что дизайн и функционал для обновленных помещений разрабатывался при участии учителей, школьников и их родителей.
При этом за счет городского бюджета благоустроена и школьная территория: сделана спортивная зона с беговой дорожкой, уличными тренажерами и мини-футбольным полем, заменено освещение и заасфальтированы пешеходные дорожки.
В первый учебный день школу, к слову, посетил и руководитель края Михаил Котюков, который обратился к школьникам с такими словами: "У каждого из вас своя дорога. Но я буду очень рад, если ваш жизненный и профессиональный маршрут в той или иной степени будет пролегать через Красноярский край. Регион меняется к лучшему, но нельзя останавливаться на достигнутом, нужно делать еще больше... Наша экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах для наукоемких производств... Молодые, хорошо образованные специалисты нужны здравоохранению, образованию и сфере обслуживания. Красноярский край находится в центр России, и это определяет его настоящее и будущее".
Отметим, что всего на ремонт и обустройство территории этой школы из федерального, регионального и муниципального бюджетов потрачено более 200 миллионов рублей. Всего же в этом году в регионе отремонтируют 30 школ, а в ближайшие два года планируется обновить еще 16 краевых и муниципальных образовательных организаций.
Появляются в крае и совсем новые школы. Впрочем, в некоторых случаях правильнее будет сказать образовательные центры. Как в селе Тертеж Манского района, где по национальному проекту "Образование" построен центр, в котором одновременно будут работать детский сад и школа. До этого тертежские ребята ездили на учебу за 10 километров от дома, в село Первомайское.
Образовательный центр рассчитан на 50 учеников и 30 дошкольников. Там есть спортзал, библиотека, кабинеты для занятий по технологии, учебные классы оборудованы компьютерами, интерактивными досками, обеспечен доступ в интернет. Такие же современные школы откроются до конца года в соседней Нарве, а еще - в поселке Мотыгино и в эвенкийском селе Ванавара; вскоре завершится возведение пристройки к школе в селе Осиновый Мыс в Богучанском районе. И это далеко не полный список населенных пунктов, в которых дети скоро пойдут в новые школы: до 2025-го года за счет средств федерального и краевого бюджета планируется завершение строительства 22 общеобразовательных школ.
Кроме новых школ дети Красноярского края в этом году получат и 66 новых центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста", в основном - в сельских территориях. Там для учеников будут работать цифровые лаборатории по химии, физике, биологии, физиологии и экологии, оснащенные роботами-манипуляторами, цифровыми микроскопами и другим электронным оборудованием. Эти центры предназначены для реализации программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленности, на что край и федерация вместе потратили за год более 144 миллионов рублей. Кстати, эти 66 центров - далеко не первые для Красноярского края.
Светлана Маковская, и.о. министра образования Красноярского края:
- За четыре года реализации проекта открылось 398 таких центров. Благодаря им школьники из сельских территорий получили возможность осваивать программы общего и дополнительного образования на новом, более качественном уровне, с помощью самого современного оборудования.
Впрочем, современное оборудование в сферу образования поступает не только через подобные центры. К началу нового учебного года более 40 школ, техникумов, а также кадетские корпуса и Мариинские гимназии получили многофункциональные устройства, смарт-телевизоры и высокоскоростные ноутбуки, подключенные к единой платформе, благодаря чему ученики получат доступ к мировой художественной литературе. Тысячи единиц такой техники предназначены для внедрения цифровой образовательной среды в рамках все того же нацпроекта "Образование". Всего за последние три года цифровая среда создана в 239 образовательных учреждениях региона.
"Я очень ждала поступления новой техники. Теперь мы с учениками сможем выполнять даже те лабораторные работы, для которых у нас нет оборудования", - делится учитель биологии Красноярского кадетского корпуса им. А. И. Лебедя Анастасия Гаврилова.
Не были забыты и дети с ограниченными возможностями здоровья. Четыре краевых специализированных школы получили современные мастерские. У ребят появилась возможность моделировать одежду, создавать предметы интерьера и декор, вести метеорологические наблюдения и проводить химические опыты. В рамках этого же федерального проекта в школах появилось современное оборудование для кабинетов профессиональной помощи: психологической, логопедической и другой. В частности, интерактивное оборудование с развивающими играми, аппаратура и программное обеспечение для логопедического обследования и т. д. На оснащение этих четырех школ было направлено более 27 миллионов рублей, а всего с 2020 года, когда Красноярский край вошел в проект, было оборудовано 11 специализированных школ. До конца 2024 года планируется оснастить еще шесть таких образовательных учреждений.
Наконец, не менее важным направлением для образования является дорожное строительство. В 2023 году из краевого бюджета на эти цели выделено почти 300 миллионов рублей. "Дорожные" деньги направлены в Назаровский, Канский и Каратузский районы. Подрядчики ремонтируют покрытие дорог, ведущих к школам, восстанавливают старые и строят новые автобусные остановки, устанавливают барьеры и делают тротуары.
Перечислять все, что сделано и продолжает делаться в Красноярском крае для образования, можно еще долго.