В мемориальном комплексе "Хатынь" открылся необычный музей. Как он создавался
Чтобы сердце рвало
Идею создания музея в Хатыни предложил Президент Беларуси в 2022 году: "Главное - экспозиция, которая там будет. Чтобы люди пришли и, прежде чем сюда ступить ногой, чтобы у них сердце уже рвало". Эти слова и стали отправной точкой в проектировании музея.
Один из номинантов на союзную премию - главный архитектор ОАО "Ордена Трудового Красного Знамени "Институт Белгоспроект" Виктор Скробот, прежде не работавший с мемориалами, признается, что это был вызов каждому участнику творческой команды, - раньше ничего подобного не делали ни в одном из музеев:
- За стройкой следила, без преувеличения, вся страна, подвести не могли. Практически каждый день выезжал на объект, неоднократно консультировался с заслуженным архитектором Юрием Градовым, одним из создателей мемориального комплекса, чтобы перенять опыт старших коллег советской школы, прочувствовать это место, проникнуться историей его создания, ведь "Хатынь" - образный язык, где все зиждется на символах.
С площадкой определились не сразу. Остановились на той, что в зоне регулирования застройки: не хотели вторгаться на охранную территорию мемориала. Сейчас все административные и бытовые здания комплекса расположены линейно, образуя вместе с парковкой замкнутый контур. Смотрится архитектурная композиция предельно эстетично.
Визуально музей не берет на себя много внимания, хотя занимает площадь 750 квадратных метров.
Особый антураж придает подсветка - красный цвет и дым имитируют догорающий сарай.
Прямоугольная форма и расположение залов по кругу позволили сэкономить пространство за счет отсутствия коридоров, раскрывает особенности проекта Виктор Скробот:
- Все инженерные сети опустили под пол, чтобы стены и потолок максимально задействовать под музейную экспозицию. Ее центральный элемент - "кровавый ручей". Он красной нитью связывает прошлое и будущее, служит символом непримиримой борьбы и беспрекословной жертвенности. Это одно из самых технически сложных решений, ведь проектирование и строительство велось параллельно, сложно было предугадать расположение центрового элемента. После первой экскурсии мы вышли молча. Понимали: все получилось, эмоциональный эффект достигнут, но радоваться не хотелось, ведь более говорящей и трагичной экспозиции никто из нас прежде не видел.
Когда нельзя молчать
Концепцию экспозиции предложил директор мемориального комплекса "Хатынь" Артур Зельский. Он выступил за то, чтобы залов было шесть, и определил тематику каждого. Проводя экскурсию, Артур Зельский отмечает, что создатели не хотели дублировать музей истории Великой Отечественной войны или другие музеи:
- Наша цель - показать людям, как страшна любая агрессия, какой ужас и разрушения она несет, как превращает в дым человеческие судьбы. Мы даем посетителям ретроспективу, чтобы они осознали, особенно молодежь, как важно сохранить историческую память о подвиге советского народа.
Создатели музея отошли от информационной насыщенности, сделав ставку на интерактивность и эмоциональную вовлеченность. Главный посыл - не допустить повторения ужасов войны, объяснил один из соавторов, номинант на премию Союзного государства, директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой. И подчеркнул, что, хотя в музее минимум экспонатов, информационное насыщение зашкаливает:
- Музей в Хатыни показывает, что переживали мирные белорусы, которых все время пытались захватить, лишить права быть хозяевами своей земли.
За деревянной дверью
Погружение в исторический контекст проходит непросто. В первом зале жернова памяти закручивают входящего в историю. Свет, музыка, рельеф, цвет... Здесь все играет на подсознание, пробуждая тревогу и горечь. В этом заслуга белорусских художников и скульпторов, в числе которых художник-монументалист Андрей Петкевич, также номинированный на союзную премию.
Усиливает эмоциональное воздействие деревянная арочная дверь. Благодаря подсветке, она словно тлеет, а за ней заживо горят запертые внутри люди. С каждым шагом, с каждым залом драматургия нарастает...
Во втором зале - хаос покинутой наспех квартиры. Тревожный звонок на старый дисковый телефон разрезает тишину. Мужской голос в трубке спрашивает, жива ли дочь. Связь предательски обрывается… Советский диктор по радио произносит страшное слово: "Война!"
Экспозиция не дает информацию в лоб, позволяет подумать, сделать свой вывод. Очень важно пробудить у современного поколения эмоции, интерес, считает Александр Храмой, - не сухими фактами и демонстрацией экспонатов, а через чувства:
- Хотелось показать лица, чтобы свидетели войны заговорили, докричались до современников. Голографическое изображение девочки Аллы Марук рассказывает нам о концлагере, а чудом уцелевший в хатынском огне Витя Желобкович вспоминает, как лежал под телом убитой матери, пока не ушли каратели. Страшно осознавать, что это не художественный вымысел, а исторические факты, реальные дети, судьбы. Подобные интерактивные элементы - новое слово в экспозициях. Это ориентир для других музеев.
Третий зал раскрывает тему оккупации и массовых расстрелов. Здесь расположилась скульптура 17-летней подпольщицы Кимы Кламбоцкой. Это образ непокоренной Беларуси, символ юности, которая погибла, не успев расцвести.
Четвертый зал посвящен сожженным деревням. Светодинамические экраны воссоздают эффект нахождения в горящем сарае. А на обожженной стене - карта Беларуси, где красными угольками тлеют 216 сел, разделивших печальную судьбу Хатыни.
Напряжение чуть спадает в пятом зале - памяти. Здесь мысли об увиденном заставляют по-другому взглянуть на прошлое, настоящее и будущее.
Шестой зал демонстрирует исторические исследования трагедии войны, отражает историю создания мемориального ансамбля "Хатынь".