"СП-41", как уже сообщала "РГ", переместилась на новую льдину, так как выбранная изначально не выдержала летнего тепла и фактически развалилась. Уникальный формат "СП-41" позволил это сделать. Ведь основа "сорок первой" - новое судно "Северный полюс", которое пришвартовывается к льдине. "СП-41" дрейфует в просторах Северного Ледовитого океана уже почти 11 месяцев (официальное открытие станции состоялось 2 октября 2022 года). Ориентировочно дрейф продлится еще три-четыре месяца. Пока "Северный полюс" не достигнет чистой воды.
Кирилл, чего, на ваш взгляд, не хватало в этом формате экспедиции? Будете ли вносить коррективы в план подготовки к СП-42?
Кирилл Фильчук: Что касается океанологии, которая мне ближе всего, то мы столкнулись с технической сложностью, которую планируем устранить. Мы используем погружные снаряды, которые опускаем с кормы. Нужно, чтобы под кормой было отверстие во льду - майна. А когда мы встали на льдину, вокруг нас все стало намерзать.
Мы быстро сделали майну и начали работать. Но, когда начались подвижки льда, мы немного отошли и оказалось, что судно собрало у себя под кормой много льда - так называемые подсовы. Они друг на друга громоздятся, только растут не вверх, как торосы, а вниз.
Когда все стабилизировалось, замерили мощность подсова - оказалось, что она составляет шесть метров. Пройти такую толщину очень сложно.
И как вы с этим справились?
Кирилл Фильчук: Нашли выход, как сломать этот толстый лед. Отчасти его пропилили, применив струю горячей воды. Пришлось использовать пресную воду. Предполагаю, что такие ситуации будут повторяться. Для их преодоления нужен, например, парогенератор.
Так что у нас за 11 месяцев сложился набор рацпредложений для "СП-42".
Новый формат станции с ледостойкой самодвижущейся платформой "Северный полюс" облегчил быт полярников. Они живут в комфортабельных каютах. А какие новые возможности получили они как ученые?
Кирилл Фильчук: Многие. За счет того, что мы на судне живем и работаем, появилось гораздо больше возможностей в использовании оборудования, которое требует значительного энергообеспечения, мощных грузоподъемных средств.
При организации станции по традиционной схеме (полярников высаживают на льдину, где они строят палатки и домики, в которых живут) нельзя работать с тяжелым геологическим оборудованием. Потому что на льду не хватит электричества, чтобы обеспечить питанием лебедку достаточной мощности или подъемный кран. Да их и негде монтировать: ведь лагерь традиционной станции всегда мобильный, и его разворачивают так, чтобы можно было оперативно свернуть. В таких условиях возможности для развертывания геологических работ не было. А на "СП- 41" работает полноценная программа по геологическому направлению.
И сами исследования стали более эффективными?
Кирилл Фильчук: Конечно! Биологи раньше могли использовать только планктонную сеть, а теперь на дно океана опускают драгу, которая несколько часов загребает верхний слой донного грунта.
Аналогична ситуация с океанологами и гидрохимиками.
Раньше опускали зонды с поверхности льдины до глубины в 1500-2000 метров, потому что устройство лебедки не позволяло применить более длинный трос. Сейчас с судна мы дотягиваемся до дна и отбираем пробы. Глубины в районах дрейфа значительны и могут достигать четырех километров. Отбираем пробы - сразу с 24 уровней!
Можно ли уже говорить о результатах исследований?
Кирилл Фильчук: Наша основная задача - сбор научного материала. Полный анализ полученных данных будут проводить позже.
И хотя говорить об открытиях преждевременно, но уверен, что они будут. Объем данных, накопленный в околополюсном районе, колоссальный. К тому же возможность исследования от дна до воздуха дает полную картину того, что происходит в природной среде, как взаимодействуют атмосфера, лед и океан в высокоширотном арктическом бассейне. Мы сможем охарактеризовать и количественно рассчитать соотношение потоков вещества и энергии.
В экспедиции также изучали возможности адаптации человека к работе в условиях дрейфа. Например, мы выполняли определенные упражнения, а затем замеряли показания по состоянию организма.
Что было самым сложным для людей - полярная ночь, нахождение в "замкнутом" коллективе?
Кирилл Фильчук: Это вопрос индивидуального восприятия. Для меня условия очень комфортные, в них полярную ночь протяженностью и 365 дней можно пережить. Не отметил бы факторов, оказывающих давление на психику. Возможно, потому что мне есть с чем сравнивать - 20 лет назад, если вспомнить антарктическую зимовку, у нас все было совершенно по-другому.
Сейчас на судне - у каждого индивидуальное пространство, при желании можно уединиться, почитать, посмотреть фильм, например. У каждого есть персональный компьютер.
Но вы не поверите! Участники экспедиции предпочитают свободное время проводить в коллективе! Напряженности во взаимоотношениях нет. Нашей экспедиции почти год, но научный состав изначально настраивался на такой срок работы. По моим наблюдениям, проблемы возникают тогда, когда человеку говорят, что ты едешь на полгода, а потом просят поработать еще и еще. В таком случае напряжение возникает.
Работа работой, но людей нужно чем-то занимать и в свободное время.
Кирилл Фильчук: Длительная экспедиция - это командная игра. Один человек - какой-бы он ни был социально адаптированный - ничего не сделает. Ничего не получится, если основной костяк не сложится. У нас все сложилось.
Подобрался коллектив достаточно активных молодых людей. Организовали лекции по научным направлениям, на исторические темы, делали радиопередачи.
В коридорах организовали выставку рисунков и фотографий.
И еще очень важно: все друг другу помогали. Всегда. Не было такого, чтобы кто-то сказал: "Мы свою работу делаем, а вы нам не мешайте". Наоборот. Работаем вместе, проводим исследования.
Где больше романтики - на обычной дрейфующей или на "СП-41"?
Кирилл Фильчук: Что понимать под романтикой? Ледовый скрежет, напряжение всех жил? Тогда, конечно, на прежних станциях, когда происходили разломы, подвижки льда, все работы велись на износ. Шла борьба за жизнь.
В нашем случае с вводом в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы такого, конечно, меньше.
У меня есть ностальгия по старому формату работы станции, когда происходило героическое освоение Арктики и Антарктики. И для многих - это один из основных мотивов, чтобы принять участие в полярной экспедиции.
Впрочем, если кто-то хочет себя испытать в суровых условиях, не обязательно в экспедицию ехать. Можно надеть рюкзак и отправиться куда-то далеко. А у нас цель - приращение научного знания. Поэтому государство деньги платит и вкладывается в такие проекты.
Если есть люди, которые могут обеспечить достижение этой цели, и они готовы к таким испытаниям, которые все же есть при работе в Арктике, то теперь есть возможность их привлечь, обеспечить безопасность работы. Главное - результат, ради которого мы работаем. А остальное - это сопутствующие вещи. Романтика, если под ней понимать героическую борьбу со стихией, она у нас есть, но в новом формате.
При любом формате полярной станции одна проблема неизбежна: белые медведи. Как справлялись?
Кирилл Фильчук: Каждую группу выходящих на лед всегда сопровождает егерь, вооруженный и знающий, как правильно взаимодействовать с этим животным и постараться не допустить ситуации, когда медведь проявит агрессию.
Конечно, наличие судна и в этом случае дает неоспоримые преимущества.
В научном лагере на льду создают жесткие каркасные сооружения - в нашем дрейфе было пять щитовых домов. Они похожи на те, что в свое время были на прежних дрейфующих станциях. Если медведя удалось обнаружить на значительном расстоянии, то можно просто укрыться в домике и сообщить по рации о возникшей ситуации. Но лучше, если есть возможность подняться на борт судна.
За весь период дрейфа было семь визитов белых медведей - не слишком много. Каждый раз люди успевали подняться на борт до того, как дистанция сокращалась до критической. Мы ни разу не использовали оружие. Когда все на борту, медведь походит вдоль судна и уходит. Судно - это массивный объект, он видит нечто большое и интересное, но близко подходить опасается. Только один подошел на расстояние 30 метров. Мы готовились уже выпустить сигнальный снаряд, так как мишка направлялся к снегоходу и мог его потрепать, но не пришлось. Медведь не решился подойти слишком близко.
Лишь однажды медведи повредили надувные кранцы, которые мы привязываем к дорогостоящему оборудованию на случай, если оно окажется в воде, чтобы не утонуло. Медведице с медвежатами понравились эти яркие красные "шарики", с ними они и порезвились - порвали их.
В каких условиях пришлось работать платформе "Северный полюс"?
Кирилл Фильчук: Мы прошли значительное расстояние по достаточно протяженной траектории - около 3000 километров, пересекли подводные хребты и котловины.
Практически постоянно проводили зондирование водной толщи. Если 2-3 дня этих работ не было, то это только потому, что скорость дрейфа становилась минимальной, мы практически находились в одной точке. Но такие "остановки" были всего лишь два-три раза.
Длительное время работали в трудных условиях: сильные ветра, метели, морозы, случались подвижки льда и ситуации, когда нужно было сворачивать наблюдения в ледовом лагере, эвакуировать людей и оборудование на борт судна.
Как вело себя судно?
Кирилл Фильчук: Судно отлично справилось со всеми испытаниями. И полностью оправдало свое предназначение, став для нас качественной рабочей площадкой, теплым, уютным и безопасным домом.
Изменилась ли скорость дрейфа льдин по сравнению с предыдущими станциями?
Кирилл Фильчук: Прогноз завершения дрейфа неоднократно менялся, "вилка" составляла до полугода. Озвучивался декабрь 2024-го, потом этот срок стал сокращаться, теперь снова стал расти.
Представлялось совсем недавно, что дрейф нас увлечет в пролив Фрама, менее вероятным был вариант выхода у Земли Франца-Иосифа. А в последнее время кружим в районе севернее этого архипелага. И это само по себе уже интересный результат.
Собираетесь на "Северный полюс-42"?
Кирилл Фильчук: В экспедиции мне интереснее, чем в городе. Но хочется побыть с семьей, рядом с детьми, участвовать в их воспитании. В новую экспедицию можно будет поехать через какое-то время.
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте на сайте "Российской газеты".