Для начинающих водителей могут ввести права с ограничениями

Общественная палата РФ и Всероссийское общество автомобилистов предлагают ввести особые права для новичков за рулем. Такую новацию рассмотрели за круглым столом в рамках прошедшего в Самаре форума "Содружество".
unsplash.com

Это броское предложение обсудили профессионалы: руководители ГИБДД и автошкол, депутаты Госдумы, разработчики образовательных программ. Однако среди них не было единодушия. Оттого звучали даже предложения вернуться к опыту советских времен: и учили дольше, и штрафные талоны компостировали, и ограничения вводили. Например, в СССР новички были обязаны ездить не быстрее 70 км/ч, не выезжать на ночную дорогу и не брать в автомобиль больше одного пассажира. Только все эти "ограничения", как показывала многолетняя практика, от дорожных происшествий не спасали.

Молодые или начинающие водители - одна из наиболее опасных категорий автомобилистов. К тому же этот "стажерский" период надо исчислять с даты получения прав, а не с момента, когда человек реально сел за руль и начал набираться опыта.

Случаев "отложенного" вождения предостаточно, соглашаются эксперты.

Но любые новички, а 18+ особенно часто, чувствуют себя на дороге неуверенно.

Новички плохо ориентируются в обстановке, не знают, как реагировать при аварийных ситуациях, не умеют рассчитывать скорость, дистанцию. Тем самым они создают сложности для других участников дорожного движения, их маневры не всегда понятны опытным водителям. Так что проблем с новичками непочатый край.

Правовые аспекты организации дорожного движения эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

В связи с этим многие эксперты предлагали, не изобретая велосипед, обратиться к опыту зарубежных стран. Например, в Финляндии действует двухступенчатая система обучения. Сначала выдают временные права на два года, в течение этого срока водитель может совершить не более трех нарушений. Если он превысит лимит, то вновь садится за парту в автошколе. А поскольку обучение стоит дорого (там редко получают права, не имея автомобиля), начинающий водитель прямо заинтересован в том, чтобы не допускать нарушений ПДД.

Наиболее совершенным многие эксперты признали австрийскую двухэтапную систему получения водительских прав. Новичкам после сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения предписывают пройти дополнительную подготовку в автошколе. Таким образом, уже став водителем и "нарулив" опыт, человек вновь возвращается на обучение, но уже более специфическим аспектам, например вождению в ночное время, снегопад или гололед. Ну а если молодой водитель не пришел на второй этап, его удостоверение аннулируется.

На обсуждении эксперты предложили ввести для новичков за рулем "ограниченные" права. То есть запретить им в первые два года вождения ездить быстрее 70 километров в час, перевозить более одного пассажира, а также рулить в ночное время. Эксперты были единодушны в том, что система подготовки водителей должна совершенствоваться и по программам, и по срокам, и по увеличению часов практического вождения.

- Считаю целесообразным введение временного водительского удостоверения, двухступенчатой системы подготовки и тестирования. Так как водитель-любитель и водитель-профессионал - это два совершенно разных уровня подготовки, знаний и умений. За два года практического вождения автолюбитель получит необходимый опыт и только потом сможет претендовать на получение постоянного удостоверения, в том числе с правом коммерческой перевозки пассажиров и грузов, - подытожил начальник начальник Самарской автошколы Регионального отделения ДОСААФ Александр Феденев.