Витрина для иконы Андрея Рублева будет заказана у "Росатома"

О том, что корпорация "Росатома" ждет уточненного технического задания от Третьяковской галереи, сообщил РБК.

Как почти во всяком сюжете, тут есть две новости: хорошая и не очень.

Начнем с хорошей. Сообщение о том, что заказ на создание витрины для "Троицы" получил "Росатом", обнадеживает. Хотя бы потому, что его дочерняя компания "Элерон" известна не только разработкой проектов по работе с ядерными отходами, но и системами безопасности для музеев. Не далее, как в 2019 году "РГ" рассказывала о системе "Яхонт", которую для музеев разработало СНПО "Элерон". В частности, шла речь о беспроводных дистанционных датчиках в музейных экспозициях и на выставках

Кроме того, что "Элерон" давно работает с музеями, у специалистов компании еще и богатый опыт сотрудничества с Третьяковской галереей. Например, оборудование, разработанное компанией, применялось на выставках Репина, Поленова, Голополосова, а также на проекте "Авангард. Список первый. К 100-летию Музея живописной культуры".

Примерно тогда же, осенью 2019 года, ТАСС сообщал, опираясь на материалы издания "Страна Росатом", что "датчики охранной системы, созданные для стратегических объектов, планируется установить в Пушкинском музее, Музеях Московского Кремля и Эрмитаже.

Там же, в сообщении ТАСС, уточнялось, что датчики серии "Яхонт" были разработаны инжиниринговой компанией в составе ядерного оружейного комплекса Росатома "Элерон" еще 15 лет назад. Таким образом, очевидно, что у компании богатый и долгий опыт сотрудничества с музеями. Опять же, нет повода сомневаться, что за минувшие годы разработки, как минимум, прошли upgrade.

Что касается другой стороны медали, то можно лишь удивиться, что о сотрудничестве с "Росатомом" для разработки оборудования для хранения иконы Андрея Рублева, речь зашла только сейчас.

О том, что для размещения иконы Андрея Рублева XV века "Святая Троица" в церкви нужна специальная витрина, музейные эксперты говорили сразу.

Напомним, что после представления иконы в Храме Христа Спасителя этим летом "Троица" не вернулась в Третьяковскую галерею, а была передана во Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря - прежде всего для оценки ее нынешнего состояния. О результатах мониторинга публично не объявлялось. Позже "Святой Троице" Рублева суждено отправиться в собор Троице-Сергиевой лавры, для которого 500 лет назад Рублев ее и написал.

Понятно, что за прошедшие 500 лет многое изменилось. Прежде всего представления о том, как надо обращаться с национальным художественным наследием, которому полтысячи лет. Сейчас речь идет о создании особой витрины для экспонирования иконы в храме. Очевидно, что просто вернуть в иконостас икону Рублева невозможно: чтобы сохранить шедевр Андрея Рублева, нужна не только высокотехнологичная капсула с особым климатическим режимом, но и антибликовое стекло, антивандальная система и, разумеется, защитная сигнализация. "Встроить" всю эту сложную конструкцию в иконостас, не разрушив его традиционного вида, технической возможности нет.

Но по крайней мере, есть "Росатом" и Третьяковская галерея, по-прежнему отвечающая за состояние иконы Рублева, которые полны решимости сделать все, чтобы сохранить шедевр древнерусского искусства XV века.