Правительство не поддержало идею лишать прав за отказ остановиться по требованию ГАИ
Инициативу направил в правительство один из депутатов Госдумы. Как сказано в отзыве, "законопроектом предлагается повысить размер административного штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства".
Надо напомнить, что мобильные группы таможни вправе останавливать автомобили массой более 3,5 тонны в поисках контрабанды. Правда, делать это они смогут только в специально обозначенных для того местах.
Судя по всему, цель законопроекта - помочь именно таможне, заставив дальнобойщиков быть более дисциплинированными. Но, как обратили внимание эксперты, под удар предлагаемых норм попадают абсолютно все водители.
Более того, проект предлагает установить за повторное нарушение - то есть когда водитель не остановится второй раз уже после того, как был наказан - санкции в виде лишения прав на срок до шести месяцев.
"Согласно пояснительной записке к законопроекту, его положения направлены на пресечение нарушений правил движения тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств, но вместе с тем предлагаемые законопроектом положения будут распространяться на все виды транспорта без изъятий, что не может быть поддержано", - подчеркнули правительственные эксперты.
Поэтому проект предложено доработать. Категоричного "нет" документу не сказано, однако его надо обосновать и, вероятно, смягчить, чтобы строгости не коснулись абсолютно всех.
"Учитывая изложенное, законопроект нуждается в доработке в соответствии с целями его разработки, указанными в пояснительной записке, при этом одновременно следует обосновывать необходимость усиления административной ответственности за невыполнение указанных требований сотрудника полиции и должностного лица таможенного органа, а также кратное увеличение размера административной ответственности по статье 12.25 КоАП", - сказано в отзыве.
Данная статья, напомним, предусматривает в том числе штраф за невыполнение требования сотрудника ГАИ или сотрудника таможни об остановке. Водителю, проигнорировавшему стоп-сигнал жезла, по этой статье грозит штраф от 500 до 800 рублей.
"Сегодня закон дает сотрудникам полиции достаточно широкие полномочия, поэтому действительно идея повышения штрафов за отказ остановиться требует дополнительного обоснования, - считает адвокат Вячеслав Голенев. - Что же касается таможни и проверок грузового автотранспорта, то и здесь необходимо изучать практику и выявлять, есть ли какие-то проблемы, требующие ужесточения подходов".
Он напомнил, что право останавливать машины на всей территории страны появилось у таможни в конце прошлого года. До того мобильные группы таможни могли останавливать авто только в приграничных регионах. При этом таможенник не может выйти на обочину и останавливать всех, кого захочет. Остановка возможна только в специально обозначенных местах и только автомобилей весом от 3,5 тонны, то есть грузовиков, микроавтобусов и т.п.
"Время проверки транспортного средства и находящихся в нем товаров (вне зон таможенного контроля) составляет не более 2 часов с момента остановки до вручения лицу соответствующего акта", поясняет адвокат.
Поэтому легковые автомобили могут смело проезжать мимо таможенных постов. Но требования сотрудников ГАИ необходимо выполнять беспрекословно. Если подан знак остановиться, надо бить по тормозам. Как поясняют юристы, сигнал к остановке может быть подан не только взмахом жезла. Инспектор может подать сигнал рукой, с помощью свистка, громкоговорителя или диска с красным сигналом.
Если же сотрудник ГАИ потребует выйти из машины, водитель должен это сделать. Законных вариантов отказаться выполнять требования полиции нет.