Кстати, руководство одной из крупных авиакомпаний после случившегося, как говорят, "на всякий случай" напомнило своим пилотам, что при уходе на запасной аэродром с выпущенными шасси и/или открытыми створками нужно обязательно рассчитывать повышенный расход топлива.
Самолет, как выразился кто-то, стоит на поле как новенький. Что с ним будет дальше, большой вопрос. Разобрать и вывезти можно. Но будет ли он восстановлен? Многие эксперты в этом сомневаются.
Экипаж А320 отстранен от полетов на время расследования. Сколько оно может продлиться?
Вспомним. Несколько лет назад, а именно - 15 августа 2019 года в районе аэропорта Жуковский Московской области так же на поле, только не пшеничное, а кукурузное сел A321 той же авиакомпании "Уральские авиалинии". Самолет выполнял плановый рейс из Москвы в Симферополь. Но через несколько секунд после вылета столкнулся со стаей чаек, после чего оба двигателя были повреждены и частично потеряли тягу. Тогда тоже была аварийная посадка. И тоже обошлось без жертв, хотя травмы были. В тот же день Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию.
В научно-техническом центре МАК были проведены обследование бортовых регистраторов, их расшифровка и анализ записей. Тогда в работе комиссии приняли участие представители Росавиации, а также, в соответствии с Приложением 13 к Чикагской Конвенции ИКАО, уполномоченный представитель французского бюро расследования (BEA) - государства разработчика самолета и двигателей. Были привлечены специалисты компаний производителей самолета и двигателей, авиакомпании "Уральские авиалинии". Назначен уполномоченный представитель Великобритании, представляющий интересы государства регистрации воздушного судна (Бермуды).
Стандартом 6.6 Приложения 13 ИКАО предусмотрено, что в случае, если Окончательный отчет не может быть опубликован в течение 12 месяцев, то публикуется промежуточное сообщение к каждой годовщине происшествия с изложением хода расследования. Ровно через год после ЧП, 14 августа 2020-го, МАК, в частности, проинформировал: "На сегодняшний день комиссией завершены следующие работы: полевой этап расследования, включая составление кроков места авиационного происшествия; исследование сохранившихся фрагментов воздушного судна; расшифровка и анализ данных наземных и бортовых средств объективного контроля, расшифровка и анализ данных блока контроля неисправностей самолета CFDIU (Centralized Fault Display Interface Unit) и блоков контроля двигателей EIU (Engine Interface Unit), анализ аэронавигационного и метеорологического обеспечения полета, анализ технической эксплуатации воздушного судна, анализ психологических и личностных особенностей членов летного экипажа…". Отмечалось, что не завершены работы специальной группы по анализу орнитологического обеспечения полета и влияния мест привлечения птиц (свалки, водные объекты и т.д.). На сроки оказали влияние ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса.
Расследование было завершено только спустя три года после аварии. Причем окончательный отчет так и не был официально опубликован.
Если вернуться к тому, что случилось сейчас с А320, то, как сказал "РГ" член комиссии общественного Совета Ространснадзора, экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, пока рано делать выводы. Комиссия Росавиации приступила к расследованию. Черные ящики сохранились. Их расшифровка, по словам эксперта, дело 2-3 дней. Но ни одно расследование с расшифровкой и анализом данных самописцев не заканчивается.
Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов" опубликовало статистику отказов гидравлической системы семейства самолётов Airbus A320 за первое полугодие 2023 года.
03.01.2023. A321-200N авиакомпании IndiGo. Рейс из Delhi (Индия) в Phuket (Таиланд). В процессе набора высоты после взлета из аэропорта Дели экипаж прекратил набор на эшелоне полета 290 из-за отказа зеленой гидросистемы и принял решение о возврате на аэродром вылета. По сообщению Управления гражданской авиации Индии, произошло срабатывание индикации низкого уровня в баке зеленой гидросистемы, индикации падения давления в насосе и гидросистеме. Примерно через 55 минут после взлета воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП аэропорта Дели.
09.01.2023. A320-200N Vistara Airlines. Рейс из Delhi в Bhubaneswar (Индия). В процессе набора высоты после взлета с ВПП аэропорта Дели экипаж прекратил набор на эшелоне полета 220 из-за отказа гидросистемы и в дальнейшем возвратился на аэродром вылета. Примерно через 1 час 5 минут после взлета воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП аэропорта Дели, где была объявлена тревога.
09.01.2023. Перегоночный рейс A320-200 авиакомпании S7 из Иркутска в Новосибирск. Когда воздушное судно следовало по маршруту, произошло срабатывание сигнализации перегрева желтой гидросистемы. Воздушное судно благополучно приземлилось в аэропорту Толмачево.
23.01.2023. A321-200 Air Canada Rouge. Рейс из Cozumel (Мексика) в Toronto (Канада). Когда воздушное судно следовало по маршруту на эшелоне полета 370, на ECAM появились множественные сообщения об отказах компьютера руля высоты и элеронов, стабилизатора, автопилота и желтой гидросистемы с последующим переходом системы управления в режим минимального управления. Воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП аэропорта Тампа.
06.02.2023. A319-100 United Airlines . Рейс из Houston/ Intercontinental в Austin (США). В процессе снижения для захода на посадку в аэропорту Остин экипаж объявил аварийную ситуацию, сообщив об отказе гидросистемы, и продолжил полет до аэродрома назначения. Воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП аэропорта Остин и было остановлено для осмотра аварийными службами на наличие утечек и состояние пневматиков из-за возникшей на пробеге вибрации справа.
23.02.2023. Рейс A320-200 авиакомпании "Россия" из Сургута в Пулково/Санкт-Петербург. В процессе конечного этапа захода на посадку в аэропорту Пулково на дисплее ECAM появилось сообщение о неисправности системы управления разворотом передней опоры шасси. Экипаж принял решение об уходе на второй круг для выполнения процедур QRH и после повторного захода произвел благополучную посадку.
24.03.2023. A320-200 авиакомпании Jetstar. Рейс из Adelaide в Hobart (Австралия). Следуя по маршруту примерно в 170 м.м. юго-восточнее Аделаиды на эшелоне полета 350, экипаж принял решение о возврате на аэродром вылета из-за проблемы с голубой гидросистемой. Примерно через 1 час 5 минут после взлета воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП 23 аэропорта Аделаида.
03.04.2023. Рейс A320-200 из Dubai (ОАЭ) в Шереметьево/Москва. В процессе набора высоты после взлета из аэропорта Дубай, при подходе к крейсерскому эшелону произошло срабатывание сигнализации о падении уровня гидрожидкости в голубой гидросистеме. Экипаж выполнил действия согласно ECAM, продолжив полет до аэродрома назначения. Воздушное судно благополучно приземлилось в аэропорту Шереметьево, самостоятельно освободило ВПП и зарулило на место стоянки. При послеполетном осмотре в отсеке агрегатов голубой гидросистемы были обнаружены следы подтекания гидрожидкости и её отсутствие в гидробаке.
04.04.2023 A321-200 American Airlines . Рейс из Chicago/O"Hare в Los Angeles (США). В процессе набора высоты после взлета с ВПП 10 левой аэропорта О"Хара произошло столкновение воздушного судна с птицами с последующим срабатыванием сигнализации гидросистемы и генератора левого двигателя. Экипаж объявил аварийную ситуацию и запросил проход над ВПП для осмотра шасси с земли. После прохода на малой высоте диспетчер "Вышки" сообщил о выпущенном положении всех опор шасси. Примерно через 28 минут воздушное судно благополучно приземлилось в аэропорту О"Хара
05.05.2023. A320-200 Avion Express Malta . Рейс из Berlin (Германия) в Palma Mallorca (Испания). В процессе набора высоты после взлета с ВПП аэропорта Берлин экипаж прекратил набор примерно на эшелоне полета 210 из-за индикации падения до нуля уровня гидрожидкости и падения давления в зеленой гидросистеме, и принял решение о возврате на аэродром вылета. После выработки топлива в зоне ожидания на высоте 10 000 футов, выпуска шасси от резервной системы, воздушное судно с незакрытыми створками шасси благополучно приземлилось на ВПП 07 правую аэропорта Берлин примерно через 55 минут после взлета.
16.05.2023. A320-200 Brussels Airlines . Рейс из Brussels (Бельгия) в Tenerife/South (Испания). Следуя по маршруту в районе Nantes (Франция) на эшелоне полета 390, экипаж принял решение о возврате на аэродром вылета из-за проблем с гидросистемой и запросил буксировку с ВПП после посадки. Примерно через 2 часа 15 минут после взлета воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП 25 правую аэропорта Брюссель.
22.05.2023. Рейс из Казани в Сочи. Когда A320-200 следовал по маршруту на эшелоне полета 330, произошло срабатывание сигнализации о низком уровне в зеленой гидросистеме. Самолет благополучно приземлился в аэропорту Сочи. При послеполетном осмотре следов течи спецжидкостей и повреждений обнаружено не было. Воздушное судно было отстранено от эксплуатации для оценки технического состояния. При выполнении проверки инженерно-техническим персоналом уровень гидрожидкости в баке зеленой гидросистемы находился в норме. Обнаружено загрязнение электрического разъема измерителя уровня гидрожидкости в зеленой гидросистеме.
12.06.2023. Рейс A321-200 American Airlines из Los Angeles в Boston (США). В процессе набора высоты после взлета из Лос-Анжелеса экипаж прекратил набор на эшелоне полета 270 и примерно через 8 минут принял решение о возврате на аэродром вылета, сообщив о проблеме с гидросистемой. Воздушное судно заняло эшелон 290 и примерно через 1 час после взлета воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП 25 правую аэропорта Лос-Анжелес.
16.06.2023. A320-200 British Airways выполнял рейс из London/ Heathrow (Великобритания) в Frankfurt/Main (Германия). В процессе снижения для захода на посадку в аэропорту Франкфурт-на-Майне экипаж сообщил о проблемах с гидросистемой. Произвел благополучную посадку на ВПП 07 центральную аэропорта Франкфурт-на-Майне, где была объявлена тревога.
29.06.2023. A320-200N Pegasus Airlines летел из Rotterdam (Нидерланды) в Antalya (Турция). В процессе набора высоты после взлета с ВПП аэропорта Роттердам экипаж прекратил набор на эшелоне полета 130, доложил об отказе гидросистемы. Примерно через 50 минут после взлета воздушное судно благополучно приземлилось на ВПП 36 правую аэропорта Амстердам.