…Весной 1949 года по улицам Нижнего Тагила шла женщина в засаленном ватнике, юбке из грубой ткани и стоптанных туфлях. Она только что приехала в город, отбыв 13 лет заключения сперва на Сахалине, а потом в Севураллаге (статья 58-10, антисоветская агитация). У здания с табличкой "Музыкальная школа" она остановилась. Набравшись мужества, вошла и нашла пустую комнату, где стояло фортепиано. Долго сидела в оцепенении, не смея прикоснуться к клавишам, - много лет она "играла", просто нарисовав клавиши на любой подходящей поверхности. А потом полилась музыка, руки помнили все. Час, другой… Уроки в школе остановились, ученики и преподаватели собрались в коридоре. Так знаменитая французская пианистка Vera Lautard, выпускница Парижской и Венской консерваторий - когда-то ей рукоплескала вся Европа, нашла свое первое после лагеря место работы.
В 1939 году она вместе с супругом инженером-акустиком Владимиром Шевченко приехала в СССР, страну, о которой оба знали только по рассказам. Когда мужа арестовали, она бросилась по инстанциям, ни на секунду не думая о себе, но участь жены "врага народа" была предопределена. Она выжила, Владимир погиб. С наступлением хрущевской оттепели к ней пришла уже всесоюзная известность (а после публикации в "Комсомольской правде" очерка "Пианистка" и всенародная любовь), но вернуться во Францию Вера Августовна не захотела. Точно так же, как и библейская Руфь, отказавшаяся покинуть родину погибшего мужа, поэтому фильм с великой Анни Жирардо, прожившей на экране судьбу Лотар-Шевченко, и называется "Руфь". Никогда Вера Августовна не испытывала ненависти к своей новой родине, считая годы, проведенные в лагере, просто несчастьем, выпавшим на общую долю, и всегда просила перед концертом оставить первый ряд пустым - для тех, кто был с ней рядом в заключении. Вера Августовна похоронена в Новосибирске, на памятнике написаны ее же слова: "Жизнь, в которой есть Бах, бесценна".
Победители конкурса блистательно исполнили произведения для фортепиано с симфоническим оркестром. Завершающий концерт конкурса благодаря онлайн-трансляции слушали не только собравшиеся в переполненном зале, но и больше двух тысяч человек из различных стран и городов России. Музыка заполняла пространство зала, а над ним с белого прямоугольника экрана всплывал образ утонченно красивой, совсем юной Веры Лотар, русской француженки, узнавшей тайну музыки и жизни.