Первого сентября вступила в силу новая редакция закона о такси. Изменения направлены на обеспечение прозрачности и безопасности поездок.
Теперь водитель должен заключить трудовой договор с работодателем, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого. А все таксопарки включат в реестр, содержащий подробные сведения об автомобилях и их владельцах. В него попадут только те машины, которые регулярно проходят техосмотр. Проверять водителей службы заказа такси обязаны ежедневно.
Подключить автомобиль разрешено только к одному таксопарку или агрегатору. Так что работать за двоих у таксистов уже не получится. Не допустят к управлению водителей с неоплаченными штрафами, лишенных прав за аварийную езду. Работать они смогут только в регионе прописки. Это позволит сократить число таксистов-нелегалов, - подчеркивают законодатели.
Напомним, с марта нынешнего года также введена норма о запрете принимать на работу в такси граждан, имеющих неснятую судимость.
Все поправки в закон внесены с целью безопасности пассажиров. Однако время ожидания машин увеличилось на 15-20 минут.
- При этом цены выросли в полтора-два раза. Серьезный удар по кошельку. Чтобы дети не остались без кружков и секций, ищу варианты, как их вовремя отвезти, - призналась многодетная омичка Ирина Васильева.
Варианты ищут и водители, оставшиеся без работы. Спрос на их услуги очень высокий. Омичи находят водителей в интернете, формируют собственную базу перевозчиков. Это неофициальный, но уже весьма востребованный рынок услуг.
Введение новых норм совпало с другими серьезными проблемами таксопарков. В связи с санкциями резко подорожали иномарки. С 1 августа этого года ощутимо поднялся утилизационный сбор на ввозимые в страну автомобили, что добавит к стоимости машины не менее 120 тысяч рублей. На этой волне цены на изделия отечественного автопрома тоже идут в рост.
Помимо этого, существенно подорожали запчасти. Динамично растут цены на бензин. По словам правозащитников, выплаты по ОСАГО для водителей такси за последние полгода поднялись в семь раз и более. Так что дешеветь услуги точно не будут.
- По договору 30 процентов с каждого заказа отдаю агрегатору. Но машина относительно новая, пока не требует ремонта, - говорит омский водитель Евгений Васильчиков. - Конечно, существенно осложняют жизнь и нам, и пассажирам пробки. Время - деньги. А в связи с реконструкцией центрального моста, особенно в час пик, вместо минут приходится тратить часы.
Многие регионы оказались не готовы к формированию реестров такси и выполнению других положений нового закона о такси. Поэтому введение ряда требований могут отложить до 2024-2025 годов.
Кстати
В первой половине 2023 года цены на услуги такси превысили максимальные значения за последние десять лет. По данным Росстата, средняя по стране стоимость поездки достигла 32,5 рубля за километр. Средний чек составил 435 рублей.