День первый
Форум начался с вопросов стратегического планирования и концепции развития театра в современных условиях. Отвечать на них взялись спикеры - директор пермского Театра-Театра Егор Мухин и Максим Шелунцов - основатель продюсерской компании "Команда +1" и проекта "Темза", IT-системы управления театрами, по которой работают десятки коллективов по всей стране.
Как посчитать бюджет спектакля, связать стоимость его "проката" и вывести на уровень, который бы отвечал ожиданиям учредителей и был интересен публике - чтобы впоследствии добиться дополнительного финансирования? Как при нулевом бюджете привлечь федеральные СМИ и сделать интересным для них то, что происходит у тебя в театре?
Отталкиваясь от этих насущных вопросов, модераторы тренинга разработали деловую игру, в которой могли принять участие участники форума. Директора театров сопоставляли численность населения в городе, размеры зала, процент проданных билетов, ожидаемое количество показов... И делили стоимость билетов на среднюю зарплату в городе. Если процент оказывался меньше единицы - значит, театр работает не в прибыль, а в убыток. Каждый директор считал для своего театра, и некоторые видели - цена билета оказывалась уж очень низкой! А чтобы повышать и не потерять своего зрителя - тут свои алгоритмы...
- Сидишь за столом и начинаешь размышлять и прикидывать, что может твой театр в партнерстве с городом, в котором он находится, с его банками, вузами, госучреждениями, - рассказывает о своих первых впечатлениях Борис Голодницкий, директор Костромского камерного драматического театра, - Что-то вроде игры "Что? Где? Когда?".
Дать верные ответы могла бы куратор форума, руководитель Ассоциации театров малых городов Наталия Мозжакова, приглашенная в Нижний Тагил директором Молодежного театра и увидевшая запущенное здание 1937 года постройки, в котором не было своего ни своего коллектива, разошедшегося после года простоя, ни, понятно, репертуара. Сегодня у театра новое имя, молодая труппа, разножанровый репертуар, электронная билетная система, современный сайт, а вместо одной сцены после капремонта будет три.
День второй
"Поехали, время ценно", - с этих слов начала свой интенсив "Интеллектуальная собственность в театре: нормативная база, практика отношений, оформление и учет" Марина Андрейкина, эксперт по интеллектуальной собственности в сфере культуры и театральный менеджер, доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИСа.
Все ценнее становятся сегодня и интеллектуальная собственность и "нематериальные активы", владельцы которых все внимательнее отслеживают исполнение всех обязательств - и творческим людям приходится ориентироваться, в том числе, и в юридических аспектах вопроса. Помочь им в этом и взялась Марина Андрейкина.
Эксперт рассказывала про группы владельцев авторского права и так называемых "смежных прав" (к ним относятся некоторые создатели театральных постановок, например, режиссеры или артисты), объясняла схемы отношений между создателями театральных произведений разных авторов, принципиальные различия между авторами и соавторами (так, соавторами не могут считаться лица, оказывающие консультативную и организационную помощь, и другие "подсобные" работники). Компьютерные программы и нейросети пока, к счастью, на свою долю не претендуют - но, наверное, еще не вечер.
На "полях" лекции эксперт затрагивала самые разные темы, но неизменно важные для директоров региональных театров вопросы:
А правомочно ли писать "по мотивам"? - категорически нет, ибо этим самым вы признаетесь, что вы взяли произведение и переделали его. А некоторые авторы - как, например, Патрик Зюскинд, - так и совсем резко против переложения своих произведений для сцены. После смерти автора срок охраны прав равен 70 годам, после чего произведения переходят в общественное пользование.
Считается ли нарушением авторских прав, если в сценографии использован, допустим, знак автомобильного бренда? Театру за это, вроде как, и должны доплатить - и иногда владельцы торговых знаков так и делают.
- Навожу вас на мысль о дополнительном доходе, - улыбнулась Андрейкина.
Выступавшая в тот же день преподаватель Высшей школы деятелей сценического искусства "Школа Г.Г. Дадамяна" Виктория Камалова сумела такой специальной и только на первый взгляд скучной темой - "Централизованный бухгалтерский учет - новые реалии и методы эффективного управления" - увлечь весь зал. Вместе с руководителями театров она обсудила тему авторского права с финансовой точки зрения. Решения эта проблема требует уже на стадии заключения договоров на создание спектаклей. И сегодня именно здесь возникают сложности. Дело в том, что культура применения понятия "нематериальный актив" именно как актива в театре с его спецификой пока до конца не сложилась. Мы движемся к цифровизации финансово-экономической деятельности, что требует прописывать весь спектр отношений по авторскому праву.
- Мы должны объединить наше театральное сообщество для совместного решения этих проблем. Минфин и Мминкульт за нас эти вопросы не решат, поэтому мы сами должны активно отстаивать свои позиции, - говорила на интенсиве Камалова. - Да, бюджетное законодательство существует по жестким правилам и условиям. Но надо учитывать и специфику нашей работы, а объяснить ее Минфину можем только мы.
День третий
В завершении форума речь зашла о сайтах театров и их социальных сетях. Интенсив "Сайт театра и цифровая среда" можно было назвать, скорее, практикумом, который провела для директоров эксперт по контент-маркетингу для сайтов в области культуры и искусства, контент-редактор интернет-портала "ТеатровИдение" Мария Бошакова.
Этого практикума с нетерпением ждали руководители Театра драмы и комедии "Наш дом" из Озерска Челябинской области - директор Вячеслав Максимов и главный режиссер Андрей Сюськин. У театра динамично развивающаяся страничка во "ВКонтакте" и неплохой сайт, который Вячеслав и Андрей хотят сделать еще лучше.
Мария Бошакова выводила на большой экран стартовые страницы сайтов конкретных театров, рассказывала и объясняла, из каких элементов они состоят, куда какие "кнопки" ведут или должны вести. Потом слушала мнения директоров по поводу увиденного, интересовалась - чего, на их взгляд, на сайте не хватает. Дальше участники форума пробовали самостоятельно дать характеристики сайтам коллег. Где-то есть уже неработающие пункты меню, где-то медленно грузится видео, где-то еще невозможно купить билет из-за проблем с навигацией. Вячеслав, Андрей и другие директора под руководством Марии учились работать над чужими ошибками...
Во второй половине дня к участникам форума с темой "Форматы и инструменты театрального менеджмента во "ВКонтакте" пришла Александра Звездина, руководитель направления по работе с сообществами в группе культуры и искусства "ВКонтакте". Александра вместе с коллегами рассказала про то, как внедряются новые механики для создания и публикации различного контента, какие особенности в ведении социальных сетей есть у театров, а также поделилась результатами анализа сообществ тех театров, участники из которых собрались в зале.
Программа каждого следующего форума собирается по заявкам участников предыдущего. В прошлом году на форум "Театры малых городов России" приехало 60 человек из 34 регионов, в этом году участников уже 90, а в название добавилось слово "и средних". Больше участников - больше заявок. Форум следующего года наверняка будет еще интереснее и полезнее.