Сначала о цифрах: последние десятилетия термин "нематериальные активы" (НМА) прочно вошел в обиход экономистов, бизнесменов и политиков. По данным Всемирной организации по интеллектуальной собственности (WIPO), стоимость всех нематериальных активов компаний в мире составила в 2021 году 74 триллиона долларов, увеличившись более чем на 25 процентов с 2019 года и существенно превысив национальный доход любой страны мира. Значимость этого экономического явления растет, внимание к нему - мировой тренд.
"Театрам не удастся остаться в стороне от изменений, происходящих в оценке, учете и регулировании нематериальных активов, - уверена Марина Андрейкина, кандидат экономических наук, эксперт в области интеллектуальной собственности в сфере культуры. - Для эффективной работы с НМА, в первую очередь, важно знать, как регулируются отношения по созданию и использованию произведений в сфере литературы, науки и искусства, а также объектов смежных прав. С разными группами правообладателей на практике выстроены свои привычные модели. В любом случае, если права еще охраняются, то необходимо получить разрешение правообладателя".
По словам спикера, сейчас, когда любой спектакль фиксируется на видео и выкладывается в Интернет, необходимо получать более широкий спектр прав. Если в отношении текстовых, сценографических, хореографических и некоторых других произведений есть относительно несложные варианты решения вопроса, то с использованием ранее написанной и изданной музыкой все оказывается значительно сложнее.
Но что вообще включает в себя понятие НМА? Преподаватель Высшей школы деятелей сценического искусства "Школа Г.Г. Дадамяна" Виктория Камалова поясняет: нематериальные активы основной деятельности театра - это и есть авторские и смежные права на результаты творческой деятельности при создании спектаклей.
Театр является некоммерческой организацией и призван выполнять в обществе ряд важнейших функций: социализации, индивидуализации, познавательности, воспитания. С точки зрения утвержденной организационно-правовой формы государственных театров, как бюджетных или автономных учреждений, их финансирование осуществляет из бюджета в форме субсидии на выполнение государственного задания или субсидии на иные цели. Также им разрешено осуществлять приносящую доход деятельность.
"И вот именно здесь, когда театр работает в режиме приносящей доход и предпринимательской деятельности, важным моментом становится факт правильного отражения нематериальных активов театра, как объектов приносящих экономическую выгоду", - отмечает эксперт.
Надо сказать, что с 2021 года действует федеральный стандарт бухгалтерского учета "Нематериальные активы". Но у бухгалтеров появилось к нему много вопросов. Сколько же стоят права, как актив, если это в договоре с автором сказано, что он оказывает театру услуги по созданию спектакля? Кто может достоверно указать срок использования авторских и смежных прав при создании творческого продукта - театрального спектакля? И это еще не все.
"Отсутствие ответов на данные вопросы, а главное отсутствие первичных документов для учета фактов хозяйственной жизни, на основании которых бухгалтерия может производить их регистрацию, приводит к конфликту с юридической службой, который приходится решать директору театра", - неутешительно резюмирует Виктория Камалова.
Она подчеркивает: с одной стороны театр - это искусство, где всегда есть тайна, что не поддается математическому расчету, а с другой - бюджетное/автономное учреждение, которое живет по правилам экономической модели, участвует в бюджетном процессе, и обязано выполнять все правила и нормы, чтобы получать субсидии, без которых ни один, даже самый именитый театр, не сможет выжить.
Но как же быть в таком случае? Эксперты ободряют - это не тупик, и дают общий рецепт: оставаться информированным оптимистом. А еще - действовать сообща, внимательно и ответственно выполняя инструкции методологов Минфина РФ, обмениваясь опытом работы в профессиональном сообществе и находя конструктивный диалог для решения спорных вопросов. Именно такую возможность всем участникам и предоставил, в частности, форум "Театры малых и средних городов России". Кроме того, на семинарах были рассмотрены примеры и даны практические рекомендации по поиску правообладателей, специфике переговорного процесса и особенностям заключения договоров.
"Сложность бюджетного процесса и изменившиеся стандарты учета НМА диктуют необходимость прислушиваться к профессиональному мнению бухгалтеров и закупщиков, что приводит к потребности заключать с одним лицом отдельные договоры по разным кодам классификации", - обратила внимание Марина Андрейкина.