Украинское продовольствие стало поводом для разногласий внутри ЕС
Бовт: Руку к созданию "недобросовестной конкуренции" в пользу Украины приложил сам Евросоюз
РГ
Украинское продовольствие стало поводом для разногласий внутри ЕС. Развал "зерновой сделки", в рамках которой Украина экспортировала свою продукцию через Черное море, усугубила ситуацию. Теперь Киеву приходится направлять больше такого экспорта через соседние страны. И те напряглись: не осядет ли украинский экспорт по демпинговым ценам в самой Европе, ударив по местным фермерам?

Брюссель в конце минувшей недели отменил ограничения ЕС на закупки украинского зерна, введенные в мае. Дескать, рынок успокоился, надобности в чрезвычайщине больше нет. Однако соседние с Украиной Польша, Венгрия и Словакия заявили, что они так совсем не думают и в одностороннем порядке продляют эмбарго. Польша и Венгрия - на неопределенное время, Словакия пока до конца года.

Кризис пытались предотвратить, торговались о компенсациях. Киев взывал к солидарности "перед лицом российской угрозы" и угрожал подать в суд ВТО. Однако "свой фермер" ближе к телу. В Польше в октябре грядут парламентские выборы. Правящая правоконсервативная партия "Право и справедливость" опирается на поддержку в сельской местности и не хочет ее потерять. Поэтому даже несмотря на в целом твердую солидарность с Украиной в военном конфликте с Россией по данному вопросу, между Киевом и Варшавой острые разногласия. "Мы продлим этот запрет, несмотря на их (ЕС) несогласие, - заявляет премьер Матеуш Моравецкий. - Мы сделаем это, потому что это в интересах польского фермера".

Руку к созданию "недобросовестной конкуренции" в пользу Украины приложил сам Евросоюз

В Словакии выборы еще раньше, в конце сентября, по опросам, возможно возвращение к власти бывшего премьера Роберта Фицо, который ранее выступал против санкций в отношении России. Продление эмбарго в таких условиях было предсказуемо. Как раз до конца года, когда "пыль от выборов" осядет.

Транзит аграрной продукции соседи вроде не запрещают. Но условия обещают жесткие: так, Венгрия, запретившая ввоз аж 24 видов продовольствия из Украины, будет опечатывать все грузы, чтобы, не дай бог, они не остались в Венгрии. Болгария и Румыния, ранее настаивавшие на ограничениях в отношении Украины, теперь согласились с решением Брюсселя. Их главная мотивация - добиться снижения цен на внутреннем рынке, добившись компенсации своим фермерам за счет ЕС. Брюссель уже выделил 100 млн евро в виде спецпомощи в дополнение к первоначальному майскому пакету поддержки в 56,3 млн евро для компенсаций фермерам в пяти соседних с Украиной "пострадавших" от ее демпинга странах.

А ведь ЕС сам приложил руку к созданию "недобросовестной конкуренции" в пользу Украины, когда весной 2022 года отменил пошлины на сельхозимпорт в ЕС из этой страны. В результате, например, в Польше можно было в прошлом году купить украинскую пшеницу оптом по цене 270 долларов за тонну, а кукурузу за 250. При среднеевропейских ценах в 324 и 307 долларов соответственно. В Венгрии тогда же под воздействием украинского демпинга цены на пшеницу снизились на 27-37%. В этом году ситуация для восточноевропейских фермеров усугубляется еще и общим снижением цен на зерно и продовольствие в мире.

На этом фоне ЕС пытается помочь Украине справиться с теми трудностями в экспорте, которые возникли после развала зерновой сделки. В прошлом году были созданы так называемые "маршруты солидарности" с облегченной стандартизированной логистикой, которые Украина использовала для экспорта своего зерна и масличных культур в третьи страны (часть оседала в ЕС). После развала зерновой сделки их значимость еще сильнее возросла.

60% этих "альтернативных потоков" проходят через Румынию, через дунайские порты. Однако по Дунаю могут ходить только мелкие суда, это существенно удорожает экспорт. Сухопутный вариант (по железной дороге до портов Балтики, при том, что на Украине и в ЕС разный размер железнодорожной колеи) еще дороже, там потери от перевозки составляют 30-40 долларов на тонну, и при такой "скидке" экспортировать зерно уже нерентабельно. Восточноевропейские соседи просили на это у Брюсселя субсидии, их просьба была частично удовлетворена (в размере 250 млн евро). За счет ЕС модернизируются дунайские порты, чтобы увеличить их пропускную способность в два раза, приблизившись к тому, чтобы Украина могла полностью в перспективе обойтись без черноморских экспортных маршрутов. Хотя с точки зрения рентабельности - это далеко не лучший вариант. Со своей стороны Киев объявил о "временных гуманитарных коридорах", которые проходят в основном в территориальных водах стран НАТО - Румынии, Болгарии и Турции, но по ним пока прошло только пять судов, еще два на днях зашли в порт Черноморск на загрузку.

Сухопутные варианты перевозки украинского зерна в Европу выглядят нерентабельными

За последний год по "маршрутам солидарности" Украина переместила 60% своего экспорта, тогда как через Черное море в рамках соглашения, заключенного при посредничестве ООН и развалившегося в июле, прошло 40%. Только в августе "маршрутами солидарности" перевезено около 4 млн тонн украинского зерна, из которых около 2,7 млн тонн по Дунаю.

Хотя поддержка Украины обходится ЕС все дороже, по политическим причинам декларируется намерение ее продолжать "столько, сколько потребуется". Следующее испытание на прочность - согласование пакета экономической помощи Украине примерно на 50 млрд евро и военной помощи на 20 млрд евро, каковые решения надо принять ЕС консенсусом до конца года.

А можно заглянуть еще дальше - в те времена, когда Украину, если выполнят ныне произносимые обещания, примут в ЕС. Но если уже сейчас столь значимый "игрок" на аграрном рынке вызывает столь нешуточные разногласия внутри сообщества, что же будет, когда страна начнет выполнять условия присоединения? Или ей выставят в качестве условия полный отказ от собственного сельского хозяйства?