Одним из способов преодоления этой негативной тенденции может стать развитие внутреннего туризма. И здесь совпали две тенденции: интерес к путешествиям по стране после закрытия границ и глобальные планы развития туристической привлекательности в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Еще в 2021 году было принято решение о реализации проекта "Большое Золотое кольцо". Он включает территории девяти областей ЦФО и ставит задачу продвинуть совместный туристический потенциал, в том числе через межрегиональные маршруты. В рамках этого проекта надо решить как минимум две задачи: найти новые точки привлечения туристов и обеспечить им комфортное передвижение по маршруту.
Еще одна проблема - образовательная и воспитательная. Большая часть маршрутов направлена на массового "потребляющего" туриста. Вторая группа - небольшой процент - турист изучающий, исследующий, популяризирующий и передающий локальные традиции и ценности. А создание всесезонных курортов позволит сохранять поток туристов круглый год. Но для этого важно соблюсти еще одно условие: сделать маршрут интересным не только для любителей старины, но и для тех, кто предпочитает событийный отдых, гастротуризм или просто готов несколько дней отдохнуть от городской суеты в небольшом живописном городке. Прежде всего нужно создать условия, при которых гости захотят сюда приехать, а еще лучше - задержаться в городе дольше, чем на один-два дня. В каких-то местах за нас все решила природа. Например, в Конакове (Тверская область) это водная гладь Волги. А в других городах надо, отталкиваясь от ремесел и традиций, создавать места активности для туристов. Классический пример - город Мышкин (Ярославская область), в котором 14 действующих музеев.
В Палехе (Ивановская область), где развивается проект "Палех Парк", планируют создать на территории заброшенного льнозавода дизайн-центр с мастерскими, мастер-классами, современными образовательными практиками. Это логично для поселка, в котором в уникальной манере сегодня работают 700 художников.
Еще один важный вопрос - сохранение привычного уклада малого города и целостности сложившихся архитектурных ансамблей. Туристическая инфраструктура должна дополнять городскую жизнь, не подминая под себя своеобразие города.
Примеры такого подхода есть. Например, Рыбинск (Ярославская область), в котором единство туристического пространства подчеркнуто стилизованными вывесками. Вместе с архитектурой XIX века это дает эффект погружения в прошлое.
Важный момент - транспортная доступность. Хорошие дороги - одно из ведущих условий развития внутреннего туризма. Но при формировании детальных мастер-планов следует предусмотреть обширные парковочные зоны при въезде и транспортные ограничения для передвижения внутри городской черты. Узкие улочки старинных городов не предназначены для бесконечного курсирования туристических автобусов.