Эксперты: Кого считать чиновниками, а что считать отечественными машинами
Причем для определения автомобиля российского производства придется пересматривать действующее законодательство.
Так, по словам автоэксперта Игоря Моржаретто, определение отечественного автомобиля пока еще нигде и никак не утверждено. Есть установленное минпромторгом некое определение локализации производства. Однако, согласно этому определению, автомобиль "Москвич" вовсе не отечественный. Ибо о локализации при его производстве вообще речи не идет.
Зато автомобиль Haval можно считать полностью российским. Его не просто производят на заводе в Туле. Но там организована и сварка, и сборка, и окраска, и даже производство двигателей.
Если следовать определению минпромторга, у "Москвича" будет ноль баллов, у "Автотора" с его Baick - 500 баллов. А у Haval - все 2500 баллов. В общем, сначала надо определиться, что считать отечественным автомобилем.
Затем необходимо установить, кого считать чиновниками. Одно дело - депутаты Госдумы и другое - руководители региональных подразделений различных представительств, различных министерств.
Очевидно, что у большинства подобных чиновников в пользовании далеко не "мерседесы" или "БМВ", а вполне отечественные "Лады", включая "Нивы" и уазики. Это просто, практично и удобно.
А что касается чиновников в городах, то тут надо посмотреть.
По мнению Игоря Моржаретто, вполне подойдет Lada Vesta. Да, эта машина сейчас продолжает выпускаться, поставляться на рынок, а главное, она действительно хороша. Хотя на заднем сиденье там не очень комфортно. Но в скором времени АвтоВАЗ планирует выпустить автомобиль под названием "Аура". По сути - это удлиненная модель "Весты". Стоит напомнить, что средняя "Веста" на рынке стоит от 1,5 миллиона рублей. Новая "Аура" будет стоить более 2 миллионов рублей.
Но есть еще один автомобиль - "Аурус". Это, конечно, огромные деньги, несопоставимые даже с сегодняшними затратами на транспорт, в том числе для депутатов. Кроме того, надо понимать, что эти автомобили не выпускаются в огромном количестве. В среднем - 100 машин в год, которые делают в Москве.
Как считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков, чиновников будут пересаживать в российские автомобили постепенно.
Что же касается самих машин, то тут опять возникают проблемы. У нас Haval уже организовал почти полностью локализованное производство. Он может организовать крупноузловую сборку машин Tank. И эти машины будут очень востребованы в регионах, в том числе чиновниками, при передвижении по бездорожью.
Автоэксперт Петр Шкуматов также задается вопросом, что считать отечественным автомобилем? У нас есть промсборка и глубокая локализация. А далее возникает вопрос, с какой точки локализации считать, что автомобиль отечественный? Или для этого достаточно штампа в техническом паспорте о том, что он выпущен на российском заводе? Но тогда российскими можно назвать еще огромное количество "БМВ", "Мерседес" и "Фольксваген", которые были собраны на российских заводах. Пока эти заводы не закрылись.
Корреспонденты "РГ" обратились за разъяснениями в минпромторг. Но там от комментариев воздержались. Однако директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович положительно оценил инициативу.
"С точки зрения развития автопрома это даст позитивную реакцию, потому что на российские авто наверняка перейдут не только федеральные депутаты, но и депутаты региональных собраний, то есть это такая достаточно солидная часть фигурантов", - пояснил Остапкович.
Впрочем, подобное заявление уже звучит не первый раз, уточнил он. Одно дело - риторика, а другое - то, что будет по факту. По его мнению, это полезная вещь, потому что инициатива позволит действительно загрузить отечественный автопром. Это обеспечит новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет, инвестиции.
"Главное, что чиновники послужат примером того, что стоит пользоваться отечественным автопромом", - заключил он.
Челябинская область
В Законодательном собрании Челябинской области корреспонденту "РГ" сообщили, что своего служебного автопарка у учреждения не имеется - местные парламентарии, как правило, передвигаются на личных автомобилях, а депутатам Госдумы по время работы в регионе транспорт предоставляется правительством и управделами губернатора. Как будет реализована инициатива, станет понятно в ближайшее время. Не исключено, что для этого потребуются дополнительные расходы.
Проблема в том, что последние 15-20 лет правительственный автопарк региона обновлялся с каждой новой командой губернатора - по мере износа старых, оставшихся от советских времен машин, их заменяли иномарками представительского класса. Так что теперь через этот процесс, только с уклоном в сторону отечественного автопрома, предстоит пройти заново. Однако сами челябинские депутаты большой беды во всем этом не видят - "главное, что начало положено".
Татарстан
Когда именно и на какие отечественные авто пересадят чиновников и депутатов в Татарстане, пока доподлинно неизвестно: конкретные меры будут разработаны до 1 февраля 2024 года.
Между тем глава республики Рустам Минниханов давно ездит на российском представительском седане Aurus Senat. Среди руководителей регионов он первым пересел на служебный отечественный автомобиль.
Чиновники республики пока же в основном ездят на автомобилях Ford, которые до недавнего времени собирались в Татарстане. В ходу также Hyundai, Toyota и Audi.
Удмуртия
Об отмене закупок импортных машин заявил и.о. руководителя администрации главы и правительства Удмуртии Александр Журавлев. Указания уже даны всем государственным и муниципальным служащим.
- Закупки, если и планировались, остановлены, - подчеркнул Журавлев.
Таким образом, республика одной из первых отреагировала на инициативу пересесть на отечественные авто.
Впрочем, в Удмуртии процесс замены импортных авто на отечественные начали еще несколько лет назад. В 2020-м глава республики Александр Бречалов заявил о частичной замене транспорта в целях экономии.
- Средний возраст автомобилей составляет 11 лет, пробег - более 350 тыс. км. Мы не настолько богаты, чтобы эксплуатировать технику, которая очень часто выходит из строя, - пояснял тогда Бречалов.
В итоге замена действительно произошла, а правительственный парк пополнился почти на три десятка новых LADA Vesta, при этом часть автомобилей сразу были переведены еще и на газомоторное топливо. Все эти изменения позволили оставить в бюджете около 3-4 млн рублей в год. Сейчас парк правительственных машин в основном состоит из Vesta.
Ярославская область
"Поручение президента откроет дополнительные возможности для наших предприятий, - уверен губернатор Ярославской области Михаил Евраев. - Наша область активно участвует в импортозамещении, в том числе в сфере машиностроения. Курс на поддержку отечественного автопрома повлечет за собой и развитие смежных отраслей. И мы к этому готовы".
Автопарк будет комплектоваться отечественными автомобилями, а используемые сейчас машины иностранного производства заменят по мере их износа, сообщили в пресс-службе правительства Ярославской области.
Подготовили Михаил Пинкус, Ольга Кондрева, Оксана Ильина, Элина Труханова