В Волгограде прошел фестиваль колокольного звона

36 звонарей - не только местных, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Великого Новгорода, Новосибирска, Рязани и Самары приняли участие в фестивале колокольного звона в Волгограде.
Роман Мерзляков/РГ

Колокол - это одно из первых средств массовой информации. И сейчас не о газете Герцена речь. На всю округу с колокольни сообщали хорошие и плохие вести. Или благовест, или погребальный перебор, или созывающий на пожар набат.

А на фестивале "Александровский звон" мастера показали свое умение. Когда объявляли участников, местные звонари скромно стояли, а именитые гости выходили и раскланивались. Так они и есть артисты. Ведь колокол - это музыкальный инструмент. На мобильной звоннице в саду и с колокольни собора Александра Невского мастера исполнили "Звон в Псково-Печерской традиции", "Архиерейский встречный", "Малиновый звон" и другие композиции.

Самому старшему участнику - 56 лет, самому младшему - всего девять. Так что преемники есть. Кстати, звонарное искусство далеко не только мужское дело. Есть и девушки. Например, Анастасия Острожная из Самары. Даже не верю, требую показать ладони. Легкие мозоли есть.

- В детстве я была относительно далека от церкви. Но в какой-то момент я пришла на концерт в соборе святой Софии в Самаре. У меня родители - музыканты. И мы в семье решили, что пора бы и мне попробовать, так как у меня было большое желание петь в ансамбле. Но не в хор попала, а пошла учиться колокольному звону у главного звонаря кафедрального собора, - рассказала Анастасия.

Несколько мужчин отвязывают язык у самого большого колокола. Чтобы извлечь звук, приходится некоторое время раскачивать язык за канат. Многие музыканты пользуются строительными наушниками или берушами. Хотя если не стоять на колокольне каждый день, то испытание для ушей вполне выносимое.

- Колокольный звон для нас - настоящее творчество в высшем смысле слова. Как так получилось? - говорит протоиерей Алексий Кузнецов. - Кто-то скажет, что Россия - очень большая страна, большое пространство, которое необходимо было собирать в единое целое. Звон десятков тысяч храмов служил для этого, без сомнения. Кто-то скажет, что колокол - голос храма, который должен звучать не только внутренне, но и внешне, чтобы призывать людей на молитву, чтобы благовестить. Но мне ближе всего видение ныне покойного мастера колокольного искусства Александра Сергеевича Ярешко, который объехал всю нашу страну и узнал, пожалуй, чем отличаются друг от друга колокола повсюду. Он утверждал, что голос колокола можно сравнить только с человеческим. Колокола умеют говорить, главное - уметь их слушать и понимать.