Работодатели неохотно оплачивают обучение сотрудникам из-за большой миграции кадров
    Адвокат Людмила Айвар - о том, кто должен оплачивать курсы повышения квалификации
    Светлана Шевченко/ РИА Новости
    21.09.2023 21:51
    21.09.2023 21:51
    Поделиться
    Работодатели неохотно берут на себя расходы на образование сотрудников. Хочу сказать, что в некоторых случаях это объяснимо. Если в трудовом договоре прописано, что работодатель обязан раз в год или в какой-то период времени предоставить сотруднику курсы по повышению квалификации, и работник обязан пройти это обучение, то здесь, безусловно, работодатель должен сделать это за свой счет. Но если в договоре не указано, за чей счет будет происходить повышение квалификации, может наступить неоднозначная ситуация. Работодатель скажет: "Иди, учись", а сотрудник попросит: "А вы мне это оплатите". Но если "на берегу" об этом не договорились, то работодатель образовывать работника не обязан.

    А знаете, почему многие работодатели неохотно оплачивают обучение подчиненных? Идет очень большая миграция сотрудников. Кандидата принимают на работу, учат новому, затем повышают ему квалификацию, он становится хорошим специалистом, а потом уходит работать в какую-то другую сферу. Или работает по той же специальности, но уже на себя с учетом того, что у него появляются новые навыки, которые можно использовать.

    Как протестировать то, что человек качественно прошел оплаченные фирмой курсы? Когда работник проходит обучение, он получает соответствующий сертификат, и его тестирует некая комиссия там, где он повышал свою квалификацию. Она проверяет и выдает ему специальный диплом о том, что он получил какие-то знания. Если он эти знания на практике не применяет либо не посещал онлайн-лекции, работодатель также может предъявить ему претензии, что он не соответствует тем требованиям, которые к нему предъявлены. И если специалист не научился ничему новому, работодатель имеет право уволить его в связи с несоответствием занимаемой должности, например.

    Я не оплачивала обучение своим сотрудникам. У нас это немного по-другому работает. В адвокатуре существует обязательное требование о постоянном повышении квалификации специалистов, которые имеют стаж работы до пяти лет, старше пяти лет и так далее. И каждый адвокат, который является членом той или иной палаты, оплачивает туда взносы. За счет этих взносов организовываются какие-то курсы, лекции, занятия. Адвоката никто не тестирует, но он новые знания обязан получить либо в самой палате, либо в высшем учебном заведении, либо на каких-то курсах повышения квалификации (при высших учебных заведениях). И предоставить в адвокатскую палату сведения о том, что он это сделал. В противном случае его могут лишить статуса адвоката. Есть, конечно, исключения, это доктора наук, те, кто занимается преподавательской деятельностью. К ним немного другой подход и другие требования. У меня было несколько случаев, когда пришлось увольнять сотрудников потому, что они не соответствовали занимаемой должности, а доучиваться не хотели.

    Подготовила Елена Кухтенкова

    Людмила Айвар
    адвокат
    Поделиться