В России временно ограничили экспорт бензина и дизельного топлива
В минэнерго пояснили, что вводимые ограничения позволят пресечь "серый" экспорт моторных топлив. Ожидается увеличение предложения моторных топлив на внутреннем рынке, что может привести к дополнительному снижению цен. Ограничения носят временный характер, уточнили в ведомстве.
При этом биржевые цены стали снижаться еще до этого решения правительства. С начала недели бензин в опте подешевел более чем на 10%, а дизель - почти на 5%. Розница пока никак не отреагировала. По данным Росстата, за неделю с 12 по 18 сентября цены на АЗС опять выросли, причем на ДТ более чем на рубль.
После месяца почти ежедневных рекордов, снижение биржевых цен стало долгожданным, но не совсем объяснимым событием. Это не было следствием принятых мер, их в начале недели только обсуждали. Озвучивались разные варианты, от создания списка экспортеров топлива до введения на него заградительных пошлин. Просадка котировок произошла также не в результате глобальных изменений на рынке, например, снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты, они, наоборот, подросли.
Как заявил первый замминистра энергетики Павел Сорокин, выступая в Госдуме, падение средних цен на бензин на бирже началось только на слухах о запретительных для экспорта мерах.
Несомненно, угроза потерять возможности поставлять топливо за границу, а это сейчас приносит наибольший доход, повлияла на нефтяников.
Как отмечает заместитель председателя набсовета Ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, у нас, к сожалению, все котировки работают в ручном режиме. Заявления минэнерго, конечно, повлияли на биржевые цены. Но также свою роль сыграл и сезонный фактор. Лето закончилось, а это основной период отпусков и поездок, соответственно, снизилось потребление бензина со стороны граждан.
С другой стороны, как замечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, фактор сезонности сейчас увеличивает спрос на дизельное топливо, подталкивая его стоимость к росту, так как идут уборочные сельскохозяйственные работы и впереди еще посев озимых. В моменте запрет экспорта решит проблему высоких цен на топливо для аграриев.
Еще один немаловажный фактор, повлиявший на снижение биржевых цен - желание нефтяников сохранить выплаты по демпферу (компенсация нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и российскими ценами при поставках топлива на внутренний рынок), считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Согласно действующим параметрам демпфера, нефтяники лишаются субсидий в том случае, если средняя биржевая цена бензина Аи-92" превышает порог 62 590 рублей за тонну, а средняя цена ДТ - 64 620 рублей за тонну.
С конца августа котировки находились выше этих значений. Сейчас цена на бирже Аи-92 опустилась ниже, до 61 883 рубля за тонну, а ДТ остается дороже - 71 889 рублей за тонну. Чтобы сохранить выплаты за сентябрь, нефтяникам нужно будет удерживать котировки значительно ниже предельных цен до конца месяца. Собственно, в условиях закрытого экспорта особых усилий для этого прилагать не придется, некоторое время предложение на внутреннем рынке будет значительно опережать спрос.
А вот в рознице снижения цен ждать не стоит, считают эксперты. Розничные цены у нас отвязаны от оптового рынка, поясняет Гусев. Рост цен на АЗС может остановиться, но вниз они не пойдут.
Практика показывает, что падение оптовых цен на бирже лишь замедляет или останавливает рост цен в рознице, но к их снижению обычно не ведет, говорит Чернов.
Что касается действенности принятых мер в среднесрочном периоде, то, с точки зрения Родионова, экспортные ограничения не решат двух главных проблем нашего топливного рынка. Низкой конкуренции на бирже, связанной со сравнительно невысокими нормативами продаж, и дефицитом провозной способности железных дорог, который в условиях резкого роста нагрузки на сеть РЖД оборачивается затягиванием сроков доставки топлива для коммерческих потребителей. Вдобавок к этому, в производстве бензина доля экспорта никогда не превышала 15%, тогда как в сегменте ДТ, где на долю экспорта приходится 50% производства, есть очень высокий профицит мощностей. Поэтому экспортные ограничения не приведут к долгосрочной стабилизации рынка.
По мнению Чернова, риски возобновления роста цен на топливо пока не высоки, так как запрет экспорта топлива насытит внутренний рынок, а потребительский спрос начнет снижаться по мере завершения сельскохозяйственного сезона. Но принятые меры временные, и когда снимут ограничения на экспорт нефтепродуктов, их стоимость на внутреннем рынке вновь может начать расти.
Впрочем, о сроках действия запрета пока ничего не известно.