"Сейчас перевозку пассажиров по городским и пригородным маршрутам России обеспечивает парк транспортных средств в количестве более 150 тысяч единиц. На сегодняшний день 44% подвижного состава от общего количества задействованных в регулярных перевозках требует замены, это более 65 тысяч единиц", - рассказали "РГ" в Минтрансе.
В министерстве уточнили, что в прошлом году по поручению президента в структуре национального проекта "Безопасные качественные дороги" была сформирована комплексная программа модернизации общественного транспорта общего пользования. Сейчас в ней принимает участие 81 субъект РФ, за счет механизмов федеральной поддержки уже запланировано обновление порядка 12,5 тысяч единиц транспорта.
Минтранс также оказывает поддержку регионам в приобретении экологичного транспорта. Так, с 2020 года в регионы было поставлено около 1,5 тысяч автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков отмечает, что сейчас состояние парка общественного транспорта в стране очень разное. Есть регионы с достаточно новым подвижным составом, которые прошли соответствующие транспортные реформы - это Пермь, Новокузнецк или Белгород, а есть города с очень старым парком. К последним относится Барнаул - трамваям в этом городе больше 30 лет, они были выпущены еще в социалистической Чехословакии. Однако оценивать качество подвижного состава его возрастом не совсем корректно, отмечает эксперт.
"Если транспорт содержится в хороших условиях, то он может эксплуатироваться более десяти лет. Износостойкость самолетов, например, измеряют в часах налета, а не возрастом. Здесь также - если бы состояние общественного транспорта оценивали по пробегу, получался бы более точный показатель", - отмечает Кирилл Янков.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что помимо обновления парка общественного транспорта в регионах существует ещё большой пласт нерешенных проблем.
"Не все перевозчики хотят работать в небольших городах и селах с немногочисленным населением из-за недостаточного пассажиропотока. В таких ситуациях необходимо поддерживать перевозчиков субсидиями, чтобы они эту работу выполняли. Также существуют проблемы серости рынка, например, сокрытие билетной выручки - сейчас ряд регионов работают по нерегулируемым тарифам", - рассказывает Илья Зотов.
Эксперт отмечает, что в идеале каждый регион должен сам определять, какие виды транспорта ему больше всего подходят. Так, в ряде городов канатная дорогая стала очень выигрышным средством передвижения. В Нижнем Новгороде она, например, во многом заменила общественный транспорт. Поэтому для каждого города должны быть свои определенные инструменты развития, осуществляемые с помощью программ господдержки.
"Очень важно удешевлять для регионов кредиты, чтобы они вкладывали инвестиции в развитие инфраструктуры. Сейчас в программе поддержки, которая есть в поручениях, упоминается только подвижной состав. Поэтому должна быть федеральная программа поддержки развития городского электрического транспорта", - говорит эксперт.