Эксперт: Новый порядок взимания НДС при перепродаже поддержанных автомобилей должен привести к "обелению" рынка

Новый порядок взимания НДС при перепродаже поддержанных автомобилей должен привести к "обелению" рынка, уверен налоговый юрист, член генерального совета "Деловой России", Александр Хаминский.
Максим Богодвид/РИА Новости

По его словам, необходимость реформирования порядка определения налоговой базы по НДС при перепродаже приобретенных без налога товаров назрела давно. Изначально налоговый кодекс допускал исчисление НДС по ставке 20/120 (или 16,67%) с торговой наценки при розничной продаже.

Затем в 2009 году, чтобы "обелить" сделки купли-продажи бывших в употреблении автомобилей, такой вариант расчета НДС распространили на автодилеров и автосалоны, принимающие автотехнику от граждан по схеме трейд-ин.

Внесенный группой сенаторов в Государственную Думу законопроект предлагает расширить эту практику и распространить ее на сделки, совершаемые между двумя юридическими лицами. Поясню на простом примере. Если автосалон выкупает у физического лица автомобиль за 1 млн. рублей и затем перепродает его юридическому лицу за 1,2 млн., то он должен начислить НДС в размере 240 тыс. рублей на полную стоимость машины. Если законопроект будет принят, сумму налога составит 33,3 тыс. рублей, так как ее станут исчислять по ставке 20/120 от величины наценки.

Ожидается, что такие нововведения должны привести к серьезному "обелению" рынка поддержанных авто. Возникает вопрос, а не последует ли за этим снижение налоговых поступлений в бюджет? Как ни странно, новый подход не только не снизит, но даже увеличит поступления.

Дело в том, что сегодня большая часть сделок в сегментах cbb (client-business-business) и cbbc (client-business-business-client) находится или в "сером" поле, или прикрывается различными схемами с использованием агентских, комиссионных и прочих договоров. В бюджет от них не поступает ровным счетом ничего. Поэтому лучше реальные 16,67% от наценки, чем виртуальные 20% от оборота.