Сейчас у нас налоговые правила, как и многое другое, одинаковы для всех и не учитывают в полной мере ни задачи глубокой переработки сырья, ни огромную дифференциацию регионов. Так, Тува по доле ВВП на душу населения близка к Африке (хотя сам расчет, может быть, не совсем адекватный), а Красноярск и Новосибирск (я не имею в виду регионы в целом) - вполне развитые города. Поэтому надо серьезно осмыслить вопросы дифференциации, которые будут касаться и налогов, и финансовых условий.
Сибирь - это примерно 9,5 процента ВПП страны. При этом средний доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем в европейской части России. Хотя, по разным оценкам, процентов двадцать того, что создается в Сибири, идет на экспорт через Москву и Санкт-Петербург. Между тем это более триллиона рублей. Если бы у нас действовали несколько другие правила, то налоговая база в Сибири (то есть и доходы местных бюджетов) были бы намного больше. Определенная часть доходов, которые генерируются в том или ином регионе, оставались бы там и использовались для развития ЖКХ и инфраструктуры. Хотя понятно, что многие инфраструктурные проекты не могут финансироваться из средств местных бюджетов и даже местным бизнесом. Однако если начинать с экономики предложения, то надо понимать: раз мы создаем новую инфраструктуру и производства, то это принесет налоги в бюджет.
Восточный полигон БАМа и Транссиба строят уже несколько лет, и, надеюсь, в 2024 году поставленные задачи будут выполнены. Но что это значит? Насколько мне известно, по Восточному полигону БАМа и Транссиба за минувший год перевезли чуть меньше 150 миллионов тонн, а дефицит провозных мощностей, по оценкам специалистов, - около ста миллионов. Ведь все, что раньше шло в западном направлении, теперь заблокировано. И чтобы все эти грузы вывезти на Восток (не говоря уже об обеспечении нормальной коммуникации между сибирскими регионами), провозные мощности надо увеличивать на сто миллионов тонн, а то и больше. Если сейчас идет речь о БАМе-2 (строительстве второго пути на восточной части ветки), то по-хорошему уже надо принимать решение о строительстве БАМа-3 - второго пути по всей основной протяженности магистрали. Тогда мы получим другую скорость движения грузов и другие потоки. С учетом логистических центров это обеспечит и зарплату жителям регионов, и налоги в федеральный и местные бюджеты.
Инвестиции или увеличение предложений действительно будут менять экономику. Но вопрос в том, что мы пишем долгосрочные стратегии, а реальных решений не принимаем. И не обеспечиваем их ни финансово, ни организационно.
Что касается конфигурации транспортной инфраструктуры, то, как говорят эксперты, у нас все строится по параллелям, мы идем через Дальний Восток. А России все-таки нужны меридиональные потоки. Сколько раз мы пытались начинать, столько раз обсуждали и даже создавали разные структуры. В частности, проект "Кызыл - Курагино". Эту железную дорогу надо строить, но так, чтобы она шла не в Междуреченск, где все уже забито, а через Монголию в Китай. И тогда это будет другая логистика и другое развитие самой Тувы. Нужны переоценка и новая конструкция транспортной стратегии. Так или иначе, это проекты, которые надо начинать. Включая водные пути и те дороги, которые еще в советское время планировали проложить и вдоль Лены, и до Магадана. Но пока мы там еще пользуемся зимниками.
Новую инфраструктуру надо создавать, и она должна быть комбинированной. Столько сказано о сетке межрегиональных полетов, но мы до сих пор не создали самолет для малой местной авиации. У нас около двух сотен АН-2, большая часть которых не летает. Их можно было модернизировать еще лет десять назад. Сетка полетов была бы другой, это в несколько раз дешевле, чем час на вертолете. К слову, беспилотники, которые мы сейчас активно продвигаем, раз в десять дороже, чем вертолеты. Но проекты моторизации Ан-2, которыми занимались в Новосибирске, сейчас перехватили китайцы. Мы же не используем имеющиеся у нас наработки. А это надо делать - может быть, путем региональной кооперации, используя лизинг. Тогда отдаленные населенные пункты заживут по-другому, и та же модель северного завоза будет другой.
Мы ничего не сделаем без людей. А у нас население растет только в Якутии, в других регионах ДФО и СФО оно сокращается. Чтобы ситуация изменилась, нужно, во-первых, создать условия для семей, которые здесь живут. У нас материнский капитал на второго ребенка уже почти в три раза меньше, чем на первого. Если мы хотим иметь многодетные семьи, то надо поддерживать рождение каждого ребенка. Такая практика есть на Сахалине.
Сегодня вновь актуален вопрос, как помочь людям не уезжать из Сибири, а наоборот, туда переселяться. При Столыпине только в Алтайский край переехало около 800 тысяч человек. Тогда была финансовая поддержка переселенцев, им выделяли средства на вспашку земли, давали семена. Думаю, подобная программа переселения в Сибирь нужна и сейчас.
Возвращаясь к дифференциации регионов. У нас в свое время значительная часть налога на добычу полезных ископаемых оставалось в регионе. Сейчас все по-другому. Акцизы тоже почти все забрали в федеральный бюджет. Если же говорить о налоге на прибыль, то осталось два процента федеральных. Может быть, когда регион предоставляет льготы бизнесу и привлекает его, то надо в этом помочь субсидиями?
Да, субсидии есть, но вопрос в том, на что их тратят. Той же ипотекой пользуется меньше десяти процентов населения. И у них расходы на обслуживание долга и процентных выплат, по разным оценкам, занимают от 25 до 30 процентов семейного бюджета. Но если льготную ипотеку предоставлять только в Сибири и Дальнем Востоке, то хватит даже ограниченных ресурсов. Одной ложкой семерых не накормишь - надо сконцентрироваться и выделять субсидии там, где проблема наиболее остра. И тогда в Сибири ипотека развивалась бы, создавались бы жилищные условия для людей.