Скоростной каркас украсит столицу

На торжественной церемонии инаугурации мэра Москвы Сергея Собянина президент России Владимир Путин сказал: "За вас отдали голоса более 75 процентов избирателей. Такой высокий уровень доверия убедительно доказывает широкую поддержку москвичей, их одобрение ваших инициатив, планов и самое-то главное и в первую очередь - результатов работы. А среди видимых, значимых, понятных для каждого человека - это по-настоящему прорывная модернизация транспортной системы. Вы много уделяете этому внимания..."
МСД строится, чтобы соединить крупнейшие вылетные магистрали столицы.
МСД строится, чтобы соединить крупнейшие вылетные магистрали столицы. / Пресс-служба Департамента строительства г. Москвы

Месяцем раньше столичный градоначальник открыл движение по предпоследнему участку Московского скоростного диаметра (МСД) от Южной рокады до МКАД.

"Запускаем важный участок, - рассказал журналистам Сергей Собянин. - На нем два километра сплошные эстакады и тоннели. Длина нового участка шестиполосной трассы по прямой - 8 километров, а если считать с заездами и выездами - 13,5.

Московский скоростной диаметр соединил крупнейшие вылетные магистрали столицы - Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе и шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, а также Третье транспортное кольцо и МКАД. Основной его 40-километровый участок, введенный в прошлом году, уже занял по интенсивности движения третье место среди московских дорог. Им пользуются 350 тысяч автомобилистов в сутки, из которых большая часть - 273 тысячи - москвичи. А после открытия южного участка ежедневно пользуются до 460 тысяч машин.

В Москве теперь говорят, что МСД нельзя было не построить, ибо он нужен столице для решения и экономических проблем, и социальных. Для оптимизации грузопотоков через мегаполис значение МСД трудно переоценить: после его полного запуска в два раза сократится перепробег транспорта по направлению юг - северо-запад и в 1,5 раза северо-запад - восток. До 20 процентов разгрузятся Садовое кольцо, МКАД и ТТК. А жителям столицы строители дарят то, что, казалось бы, не купишь ни за какие деньги, - время. Благодаря открытию МСД среднее время в пути по некоторым направлениям снизилось на 25-50 минут, а в поездках между районами на северо-востоке Москвы - на 8-12 минут.

"Мэр поставил нам задачу обеспечить в городе максимальную протяженность бессветофорного движения и интегрировать с Московской агломерацией (Москвой и прилегающими к ней городами) и федеральными трассами, - рассказал руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. - Это важно для сокращения времени в пути. Так появилась сама идея об объединении Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд в Московский скоростной диаметр (МСД)".

"Это другая транспортная реальность. Это разгрузка МКАД, Третьего транспортного кольца, огромного количества дорог, которые идут на юге, востоке, севере нашей столицы и сегодня наиболее перегружены. Это и другая экология - на 20 процентов уменьшение вредных выбросов, потому что нет перепробега, такого количества пробок и так далее", - говорит о том решении Сергей Собянин.

Появился и альтернативный маршрут в аэропорт Шереметьево, по которому пассажиры тоже добираются до него быстрее - кто на 20 минут, а кто на все 45. А после полного завершения строительства бессветофорная магистраль свяжет 48 районов с населением более пяти миллионов человек.

Благодаря открытию Московского скоростного диаметра среднее время в пути по некоторым направлениям снизилось на 25-50 минут

При этом, как подчеркивает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, супермасштабный проект с рекордной протяженностью - 68 километров - реализуется в условиях плотно застроенного мегаполиса с интенсивно развитой инфраструктурой. При этом 68 километров - это протяженность по прямой, а общая строительная длина МСД - 219 километров. "Интегрировать такую дорогу в единую сеть города - непростая инженерная задача, - говорит заммэра. - Однако опыт московских строителей позволяет реализовывать МСД без влияния на существующие транспортные системы и даже с опережением сроков".

Московский скоростной диаметр (МСД) создает в столице поистине фантастические пейзажи. Фото: Пресс-служба Департамента строительства г. Москвы

Работы в рамках строительства МСД требуют особого подхода, который и позволяет сократить или вовсе избежать влияния на действующую дорожную сеть. Применяется индивидуальный подход и технологические решения, которые позволяют сократить или полностью нивелировать влияние строительства на действующую транспортную сеть. Например, строительство тоннельного путепровода под железнодорожными путями Павелецкого направления велось внутри насыпи железнодорожного полотна с использованием защитного экрана, что позволило не нарушать режим работы магистрали и не останавливать движение поездов.

Инженерно-технической особенностью МСД является то, что в его составе сооружаются наиболее длинные эстакады в городе - протяженностью 2,4 километра в рамках северного участка МСД от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе и протяженностью 2,5 километра на участке от МКАД до шоссе Энтузиастов. Реализованы крупнейшие транспортные развязки и на южном участке МСД - от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта на пересечении с Нижегородской улицей и в районе примыкания к северному участку МСД (17 искусственных сооружений общей протяженностью 6,09 километра) и от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировская на пересечении с Каширским шоссе, особенность которой состоит в том, что после полного завершения работ транспорт будет двигаться в четырех уровнях (8 искусственных сооружений общей протяженностью 3,38 километра). Всего в проекте будет реализовано 14 развязок.

МСД - это разгрузка МКАД, ТТК и огромного количества дорог на юге, востоке, севере столицы, которые сегодня наиболее перегружены

Полный перечень искусственных сооружений в составе МСД насчитывает 140 сложнейших инженерных объектов, в том числе 109 эстакад, 18 путепроводов, 8 мостов и 5 тоннелей. Для сравнения: количество искусственных сооружений в составе Третьего транспортного кольца (ТТК) было вдвое меньше - около 60.

Строителям приходится решать и другие проблемы. К примеру, при сооружении участка МСД от ул. Покровской до Зенинского шоссе и увязке новой дороги с трассой Москва - Нижний Новгород - Казань выяснилось: участок расположен на территории иловых карт Люберецкой станции аэрации. Пришлось заниматься рекультивацией: на площади 22,6 гектара загрязненный опасный грунт был заменен на чистый. Общий объем замены - 1545,2 тысячи кубометров. А при строительстве участка от Косинского шоссе до ул. Покровской пришлось переносить воздушные линии электропередачи мощностью 220 и 500 кВт. Тем не менее оба участка были сданы раньше запланированных сроков.

Еще до окончания строительства МСД уже создает в столице другую транспортную реальность. Фото: Пресс-служба Департамента строительства г. Москвы

Нельзя не сказать, что новый транспортный каркас столицы выглядит красиво. При подготовке проектной документации северного направления была разработана архитектурно-градостроительная концепция сооружений, входящих в инфраструктуру нового участка. Путепроводы здесь имеют декоративное оформление индивидуального дизайна. В основу архитектурных решений мачт освещения и шумозащитных экранов заложены ломаные линии, сегментные формы с использованием металлических конструкций в сочетании со светопрозрачными материалами. Такое художественное решение придает объектам уникальный современный облик.

Благоустраиваются и территории, прилегающие к МСД. На территории, близкой к участку от улицы Маршала Шестопалова до Павелецкого направления железной дороги проектом предусмотрено озеленение, установка малых архитектурных форм, устройство пешеходных зон и площадок, что создаст прогулочное и спортивное общественное пространство. Его устройство ведется на участке от Кавказского бульвара до эстакады на Кантемировской улице.

Территория разделена на зоны кратковременного пребывания, спортивные площадки, участки озеленения и скейтпарк. Все зоны объединяет прогулочный маршрут и спортивная дорожка. А направление движения пешеходов будет обозначено гранитным мощением. Цветочное оформление выполняется из многолетних растений и декоративных трав - рисунок цветников подчеркивает линии планировочного решения бульвара.

Планом предусмотрено также высадить почти 33 тысячи кустарников и около 5,5 тысячи деревьев: ели, липы, клены, ивы, рябины. Более 350 деревьев и 6,8 тысячи кустарников планируется высадить и на участке от Грайвороновской до Шоссейной улицы.

Река Нищенка, протекающая на этом участке, о таком и не мечтала, хотя считается третьим по величине притоком Москва-реки внутри МКАД, уступая лишь Яузе и Сходне. Наверное, придется ее переименовать...