Скоростной каркас украсит столицу
Месяцем раньше столичный градоначальник открыл движение по предпоследнему участку Московского скоростного диаметра (МСД) от Южной рокады до МКАД.
"Запускаем важный участок, - рассказал журналистам Сергей Собянин. - На нем два километра сплошные эстакады и тоннели. Длина нового участка шестиполосной трассы по прямой - 8 километров, а если считать с заездами и выездами - 13,5.
Московский скоростной диаметр соединил крупнейшие вылетные магистрали столицы - Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе и шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, а также Третье транспортное кольцо и МКАД. Основной его 40-километровый участок, введенный в прошлом году, уже занял по интенсивности движения третье место среди московских дорог. Им пользуются 350 тысяч автомобилистов в сутки, из которых большая часть - 273 тысячи - москвичи. А после открытия южного участка ежедневно пользуются до 460 тысяч машин.
В Москве теперь говорят, что МСД нельзя было не построить, ибо он нужен столице для решения и экономических проблем, и социальных. Для оптимизации грузопотоков через мегаполис значение МСД трудно переоценить: после его полного запуска в два раза сократится перепробег транспорта по направлению юг - северо-запад и в 1,5 раза северо-запад - восток. До 20 процентов разгрузятся Садовое кольцо, МКАД и ТТК. А жителям столицы строители дарят то, что, казалось бы, не купишь ни за какие деньги, - время. Благодаря открытию МСД среднее время в пути по некоторым направлениям снизилось на 25-50 минут, а в поездках между районами на северо-востоке Москвы - на 8-12 минут.
"Мэр поставил нам задачу обеспечить в городе максимальную протяженность бессветофорного движения и интегрировать с Московской агломерацией (Москвой и прилегающими к ней городами) и федеральными трассами, - рассказал руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. - Это важно для сокращения времени в пути. Так появилась сама идея об объединении Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд в Московский скоростной диаметр (МСД)".
"Это другая транспортная реальность. Это разгрузка МКАД, Третьего транспортного кольца, огромного количества дорог, которые идут на юге, востоке, севере нашей столицы и сегодня наиболее перегружены. Это и другая экология - на 20 процентов уменьшение вредных выбросов, потому что нет перепробега, такого количества пробок и так далее", - говорит о том решении Сергей Собянин.
Появился и альтернативный маршрут в аэропорт Шереметьево, по которому пассажиры тоже добираются до него быстрее - кто на 20 минут, а кто на все 45. А после полного завершения строительства бессветофорная магистраль свяжет 48 районов с населением более пяти миллионов человек.
При этом, как подчеркивает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, супермасштабный проект с рекордной протяженностью - 68 километров - реализуется в условиях плотно застроенного мегаполиса с интенсивно развитой инфраструктурой. При этом 68 километров - это протяженность по прямой, а общая строительная длина МСД - 219 километров. "Интегрировать такую дорогу в единую сеть города - непростая инженерная задача, - говорит заммэра. - Однако опыт московских строителей позволяет реализовывать МСД без влияния на существующие транспортные системы и даже с опережением сроков".
Работы в рамках строительства МСД требуют особого подхода, который и позволяет сократить или вовсе избежать влияния на действующую дорожную сеть. Применяется индивидуальный подход и технологические решения, которые позволяют сократить или полностью нивелировать влияние строительства на действующую транспортную сеть. Например, строительство тоннельного путепровода под железнодорожными путями Павелецкого направления велось внутри насыпи железнодорожного полотна с использованием защитного экрана, что позволило не нарушать режим работы магистрали и не останавливать движение поездов.
Инженерно-технической особенностью МСД является то, что в его составе сооружаются наиболее длинные эстакады в городе - протяженностью 2,4 километра в рамках северного участка МСД от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе и протяженностью 2,5 километра на участке от МКАД до шоссе Энтузиастов. Реализованы крупнейшие транспортные развязки и на южном участке МСД - от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта на пересечении с Нижегородской улицей и в районе примыкания к северному участку МСД (17 искусственных сооружений общей протяженностью 6,09 километра) и от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировская на пересечении с Каширским шоссе, особенность которой состоит в том, что после полного завершения работ транспорт будет двигаться в четырех уровнях (8 искусственных сооружений общей протяженностью 3,38 километра). Всего в проекте будет реализовано 14 развязок.
Полный перечень искусственных сооружений в составе МСД насчитывает 140 сложнейших инженерных объектов, в том числе 109 эстакад, 18 путепроводов, 8 мостов и 5 тоннелей. Для сравнения: количество искусственных сооружений в составе Третьего транспортного кольца (ТТК) было вдвое меньше - около 60.
Строителям приходится решать и другие проблемы. К примеру, при сооружении участка МСД от ул. Покровской до Зенинского шоссе и увязке новой дороги с трассой Москва - Нижний Новгород - Казань выяснилось: участок расположен на территории иловых карт Люберецкой станции аэрации. Пришлось заниматься рекультивацией: на площади 22,6 гектара загрязненный опасный грунт был заменен на чистый. Общий объем замены - 1545,2 тысячи кубометров. А при строительстве участка от Косинского шоссе до ул. Покровской пришлось переносить воздушные линии электропередачи мощностью 220 и 500 кВт. Тем не менее оба участка были сданы раньше запланированных сроков.
Нельзя не сказать, что новый транспортный каркас столицы выглядит красиво. При подготовке проектной документации северного направления была разработана архитектурно-градостроительная концепция сооружений, входящих в инфраструктуру нового участка. Путепроводы здесь имеют декоративное оформление индивидуального дизайна. В основу архитектурных решений мачт освещения и шумозащитных экранов заложены ломаные линии, сегментные формы с использованием металлических конструкций в сочетании со светопрозрачными материалами. Такое художественное решение придает объектам уникальный современный облик.
Благоустраиваются и территории, прилегающие к МСД. На территории, близкой к участку от улицы Маршала Шестопалова до Павелецкого направления железной дороги проектом предусмотрено озеленение, установка малых архитектурных форм, устройство пешеходных зон и площадок, что создаст прогулочное и спортивное общественное пространство. Его устройство ведется на участке от Кавказского бульвара до эстакады на Кантемировской улице.
Территория разделена на зоны кратковременного пребывания, спортивные площадки, участки озеленения и скейтпарк. Все зоны объединяет прогулочный маршрут и спортивная дорожка. А направление движения пешеходов будет обозначено гранитным мощением. Цветочное оформление выполняется из многолетних растений и декоративных трав - рисунок цветников подчеркивает линии планировочного решения бульвара.
Планом предусмотрено также высадить почти 33 тысячи кустарников и около 5,5 тысячи деревьев: ели, липы, клены, ивы, рябины. Более 350 деревьев и 6,8 тысячи кустарников планируется высадить и на участке от Грайвороновской до Шоссейной улицы.
Река Нищенка, протекающая на этом участке, о таком и не мечтала, хотя считается третьим по величине притоком Москва-реки внутри МКАД, уступая лишь Яузе и Сходне. Наверное, придется ее переименовать...