Африканский союз, АС (African Union, AU) - это межправительственная организация, которая включает 55 стран африканского континента. Образована 9 июля 2002 года. Пришла на смену Организации африканского единства (Organisation of African Unity). АС призван содействовать развитию политических и экономических связей между африканскими государствами, защите прав человека, борьбе с преступностью и терроризмом, упрощению визового режима и устранению иных барьеров в отношениях между странами.
В составе АС находится 55 государств, большинство из которых вошли в организацию в 60-х годах прошлого века после обретения независимости. По сути, это все государства африканского континента. Основными донорами АС выступают Алжир, Египет, Нигерия и ЮАР.
В настоящее время по политическим соображениям членство шести стран в организации приостановлено. Речь идет о Буркина-Фасо, Габоне, Гвинее, Мали, Нигере и Судане. Добавим, что с 1984 по 2017 годы Марокко не являлось членом АС из-за притязаний на Западную Сахару.
Ряд государств обладают статусом наблюдателей при АС. Среди них Турция, Армения, Сербия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Мексика, Гаити, Казахстан, Палестина и Украина.
В АС входят практически все страны Африки: практически, потому что у некоторых сейчас приостановлено членство. И это удобный партнер в переговорах, если нужна репрезентативность, подключение голоса всего Африканского континента. В то же время такое количество государств-членов сильно фрагментирует процесс принятия важных решений. Внутри организации существует соперничество между странами, которые претендуют на континентальное лидерство. C одной стороны, есть ЮАР, которая не скрывает своих амбиций быть "голосом континента", но есть и Нигерия, на разных этапах своего развития стремившаяся бросить Южной Африке вызов.
Эфиопия - это отдельный случай. На ее территории расположены штаб-квартиры Африканского союза и некоторых других международных организаций. До недавнего времени эта страна довольно активно предоставляла ООН свой миротворческий контингент. Не стоит забывать и про Кению. У нее неплохие отношения со странами Запада, там расположена одна из штаб-квартир ООН. И это мы оставили за скобками государства Северной Африки, где всегда было соперничество. И там что ни страна, то тяжеловес: Алжир, Марокко, Египет. У многих стран своя повестка даже по тем вопросам, которые вроде бы "общие" для всей Африки, что, конечно, сказывается на эффективности принимаемых решений.
В центре эмблемы АС изображен африканский континент без обозначения границ между государствами, что подчеркивает африканское единство. Контуры континента находятся внутри двух окружностей - золотого (символ богатства и светлого будущего Африки) и зеленого (символ надежд и чаяний Африки) цветов. По краям слева и справа от окружностей расположены пальмовые листья, которые символизируют мир. В основании эмблемы имеются семь переплетенных между собой красных колец, которые напоминают про африканскую солидарность и кровь, пролитую за освобождение континента.
На флаге Африканского союза на зеленом фоне изображена карта Африки без границ, окруженная 55 звездами (по числу стран-членов организации). За контуром континента виднеется солнце с лучами.
Управляющие органы АС расположены в городе Аддис-Абебе, столице Эфиопии. Конференц-зал для АС был построен при содействии Китая по проекту Исследовательского института архитектурного дизайна при университете Тунцзи.
Высшим органом организации является Ассамблея, в работе которой задействованы главы государств и правительств стран членов-организации. Встречи Ассамблеи проводятся не реже одного раза в год. В случае рассмотрения неотложных вопросов Ассамблея может собираться на чрезвычайное заседание по запросу одного из членов АС и с одобрения 2/3 участников организации.
Председатель Ассамблеи Африканского союза избирается сроком на один год. Сейчас эту позицию занимает президент Коморских островов Азали Ассумани. Срок его полномочий истекает в феврале 2024 года.
При АС действует Исполнительный совет, который подотчетен Ассамблее. В его обязанности входит контроль за реализацией решений Ассамблеи. Совет состоит из министров иностранных дел или глав других ведомств государств-членов АС.
Важную роль в деятельности АС играет Панафриканский парламент (ПАП, создан 18 марта 2004 года). Штаб-квартира ПАП расположена в пригороде Йоханнесбурга (ЮАР). Пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год. По мере необходимости может созываться на чрезвычайную сессию. Законодатели активно продвигают развитие международных связей со своими коллегами из других государств и объединений.
Важно, что в рамках АС действует Институт специальных посланников, которые курируют значимые проблематики. В частности, в АС имеются должности
Официальными языками органов и учреждений АС выбраны арабский, английский, французский, португальский, испанский, суахили или другой африканский язык.
При Африканском союзе действует региональная группировка войск. Этот контингент может привлекаться для борьбы с террористами или урегулирования кризисов в других государствах.
АС активно участвует в миротворческих миссиях на континенте. Так, Африканский союз с одобрения ООН оказывает поддержку переходному правительству Сомали, обучению солдат и сотрудников правоохранительных структур этого государства, обеспечивает условия для доставки туда гуманитарной помощи.
Для примера можно привести ситуацию в Бурунди (спустя всего год после создания АС), в Дарфуре, на Коморах, в Либерии или в Гамбии. Но в последнее время организация, скорее, "отстранилась" от активного вовлечения в эти вопросы и на данный момент ее роль в их решении на континенте размыта. Мы это видели на примере идущего сейчас конфликта в Судане, остановить который Афросоюз так и не смог. У него не получилось выступить в качестве эффективного медиатора между сторонами конфликта.
Подобное мы могли наблюдать и на примере переворотов в Западной Африке. Каждый раз АС как будто дистанцировался от участия в разрешении этих кризисов. Особенно это наглядно проявилось в последний раз на примере Нигера. Тогда Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) обсуждало перспективу интервенции в эту страну, хотя и не имело на такие действия какого-то полноценно оговоренного мандата. В то же время Афросоюз, который, согласно своему Уставу, обладает правом вмешиваться в дела других африканских государств в случаях, когда населению этих стран угрожает геноцид или имеется перспектива развития там вооруженного конфликта с серьезным обострением гуманитарной обстановки, не стал занимать какой-то активной позиции даже дипломатически. Вопрос просто "отдан" на субрегиональный уровень.
Африканский союз имеет хорошие возможности для серьезного наращивания своего влияния в обозримой перспективе. Об этом свидетельствует и тот факт, что по итогам саммита "Группы двадцати" в Нью-Дели в сентябре 2023 года АС получил приглашение на вступление в G20.
Значимость африканского континента стремительно возрастает. Наряду с западными государствами, которые традиционно борются за свои позиции в Африке, экономическое присутствие там активно наращивает Китай. После начала СВО на Украине и разрыва отношений России с Западом наша страна переориентирует свою политику с прицелом на выстраивание более плотных связей с африканскими партнерами. После проведения в июле 2023 года форума "Россия - Африка" было объявлено о решении России возобновить работу посольств в ряде стран континента.
В настоящее время международным сообществом активно обсуждается вопрос реформирования Совета Безопасности ООН. По этой теме существуют различные точки зрения у разных государств. В свою очередь, Россия призывает расширить число участников СБ в том числе за счет стран африканского континента, которые там не представлены.
У АС имеются свои достижения. Одно из них связано с тем, что за последние пять-семь лет своего существования организации удалось добиться признания того, что АС является принципиально важным актором на Африканском континенте. Представителей АС приглашают на все ключевые мероприятия с международным участием. Когда ЮАР и другие африканские государства получали право на работу в качестве непостоянных членов в Совбезе ООН, они в том числе продвигали идею регионализации. Говорили о том, что нужно решение всех важных вопросов максимально делегировать на региональный уровень, то есть на уровень Афросоюза. А чтобы это получалось, необходимо было наращивать возможности этой организации.
Из недавних примеров можно напомнить о рассмотрении в Совбезе ООН вопроса об интервенции в Ливию в 2011 году. В тот раз принятие резолюции №1973 фактически шло вразрез с общей позицией АС. И согласие Афросоюза на вторжение в Ливию никто не получал. Однако, когда в 2014 году французы планировали в Мали свою операцию "Бархан", они заручились не только поддержкой СБ ООН, но и Африканского союза. Действия Парижа были рассчитаны на придание своей миссии большей легитимности.