Продажи новых автомобилей продолжают восстанавливаться, несмотря на массовое повышение цен
Российский авторынок в сентябре продолжил обновлять постсанкционные максимумы - за первый месяц осени россияне приобрели 110,4 тыс. легковых автомобилей - это в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщили эксперты агентства "Автостат". Таким образом, объем реализации новых машин в нашей стране второй месяц подряд превышает 100-тысячную отметку и стал рекордным начиная с января 2022 г. При этом если смотреть понедельную статистику продаж, то в середине сентября наблюдалось некоторое снижение спроса, который во многом был реализован в летние месяцы на фоне ослабления рубля и индексации утильсбора с 1 августа.
По словам генерального директора ГК "Аларм-Моторс" Романа Слуцкого, ожидания дальнейшего подорожания автомобилей заставили многих не откладывать покупку до осени. Таким образом, довольно значительная доля спроса сентября - декабря была реализована летом.
"Сентябрь не отличался высокой потребительской активностью. Рекомендованные розничные цены выросли у всех брендов. Продажи сентября в значительной доле были обеспечены автомобилями, поступившими дилерам до основной волны подорожания", - комментирует эксперт.
Действительно, средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в августе 2023 года впервые преодолела отметку в три миллиона, составив, по оценке "Автостата", 3 млн 130 тыс. руб. За весь август цены на машины подняли 15 марок, официально представленных на рынке, - столь масштабного удорожания не было с мая прошлого года.
Как говорит директор по маркетингу и ИТ Группы компаний "Петровский" Сергей Новосельский, помимо индексации утильсбора и продолжающегося падения рубля рост стоимости новых машин спровоцировало серьезное повышение цен на автовозы, которые должны были обеспечивать транспортировку автомобилей из портов поступления до дилерских центров.
Роман Слуцкий не видит потенциала к росту цен в ближайшие месяцы, поскольку это не даст возможность рынку "переварить" надвигающиеся на него объемы уже согласованных поставок. По мнению эксперта, в частности, ряд китайских премиальных брендов будет вынужден сделать условия приобретения своих автомобилей более привлекательными.
Тем не менее китайский юань постепенно набирает силу. Это будет оказывать и дальше давление на российский авторынок, который на 60% уже состоит из китайских автомобилей, считает президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин. Тем не менее рынок имеет определенную эластичность, соглашается эксперт. Люди не готовы и без того по высоким ценам брать автомобиль. "Зависимость стоимости автомобиля от курса валют существует. Контракты зарубежные оплачиваются исключительно в валюте. В итоге растет курс, растет и стоимость автомобиля", - говорит Подщеколдин. Кроме того, на итоговую стоимость автомобиля влияет ряд факторов: логистика, таможенные и утилизационные сборы, добавляет он.
Впрочем, учитывая, что Китай - основной торговый партнер России, на фоне девальвации рубля удорожание импортируемых товаров идет по широкой номенклатуре, добавляет эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Михаил Зельцер.