Юлия Николаевна, вместе с художественным руководителем театра Фабио Мастранджело вы уже больше десяти лет проводите в Петербурге опен-фестиваль "Опера всем!". Так что вы просто "обречены" были на создание такого конкурса.
Юлия Стрижак: И тем не менее, идея принадлежит не нам, а директору петербургского музея театрального и музыкального искусства Наталье Ивановне Метелице.
Под эгидой этого музея уже не один год проходят международные фестивали искусств и "Дягилев. P.S.", и этно-фест "Музыки мира". Так что идея оперного конкурса закономерна.
Юлия Стрижак: И нам она показалась очень плодотворной. К счастью, нас поддержал и город, и мы получили поддержку президентского фонда. Одним словом, очевидно, что всех вдохновил новый праздник музыки. Тем более, что он овеян именем великого певца, который был не просто мировой знаменитостью, а олицетворением России. И нам показалось, что это имя символично именно для конкурса молодых певцов. Потому что оно вдохновляет, учитывая, какой путь Шаляпин прошел от крестьянского мальчишки, у которого практически не было никаких шансов выбиться в люди, до певца, которого звали не как-нибудь, а "царь-бас". И ведь это не только благодаря уникальному голосу, но и упорству, труду, и, конечно, безусловной харизме и любви к жизни, это тоже очень много значит.
Второй тур конкурса пройдет в залах Шереметьевского дворца, где сейчас размещена выставка "Царь Федор", где воссоздана творческая лаборатория Шаляпина - можно увидеть, как он создавал свои образы, его "внутреннюю кухню". Мне кажется, для молодых конкурсантов это своего образа вектор на будущее.
Юлия Стрижак: Абсолютно верно. Он поражал современников своим фантастическим драматическим талантом, что в те времена считалось совсем не обязательным для оперных певцов. А насчет Шереметьевского дворца, добавлю, что первый тур пройдет в величественных интерьерах Музея театрального и музыкального искусства, что на мой взгляд тоже важно - хочется, чтобы конкурсанты, среди которых молодые люди из разных регионов России и других стран увидели красоту наших музеев. В каком-то смысле это тоже некий импульс. И завершится конкурс 18 октября в таком намоленном месте, как Большой зал Филармонии в сопровождении оркестра "Северная симфония" под управлением Фабио Мастранджело. Там в один вечер состоится и третий тур, и награждение победителей, и гала-концерт, в котором примет участие и Ильдар Абдразаков, который возглавил жюри нашего конкурса.
У вас сложился красивый паззл - конкурсом занимается театр имени Шаляпина, Абдразаков спел за Федора Ивановича в недавнем биографическом сериале "Шаляпин".
Юлия Стрижак: Это закономерно - ведь Ильдар сегодня признан лучшим басом планеты. Но, кстати, голос Шаляпина, по словам специалистов, неплохо сохранился на старых пластинках и можно понять, почему он так очаровывал современников. Добавлю, что наш конкурс привлекает его потенциальных участников тем, что у них есть возможность показать себя, выступить перед очень авторитетном жюри, в которое помимо Абдразакова вошли и художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин, и художественный руководитель МГАДМТ им. Н.И. Сац, президент Ассоциации Музыкальных Театров Георгий Исаакян, и известный оперный режиссер, художественный руководитель "Сириуса"-Фонда "Талант и успех" Ханс-Йоахим Фрай, и художественный руководитель петербургского Музыкального театра им. Шаляпина Фабио Мастранджело, и профессура Петербургской Консерватории, народные артисты Ольга Кондина и Владимир Ванеев. Все-таки получить ценный совет, и уж тем более одобрение от таких людей - дорогого стоят. Это может быть очень хорошая путевка в жизнь.
Итоги отборочного тура подвели в конце сентября. И на финишную прямую сколько вышло претендентов?
Юлия Стрижак: Из 213 кандидатов из разных стран мы отобрали 36 певцов - сопрано, меццо-сопрано, теноры, баритоны и басы. В итоге, не считая российских участников, мы ждем на наши очные прослушивания исполнителей из Монголии и Беларуси. В первом туре они исполнят две арии русского и зарубежного композитора XIX-XX веков. А во втором - три произведения: народную песню, камерное произведение композитора XIX-XX веков и арию Моцарта.
Нам очень важно, что финал будет открыт для зрителей, и более того, состоится трансляция телеканала "Санкт-Петербург". В этом тоже наша миссия конкурса - познакомить любителей оперного искусства с молодыми певцами. Конечно, есть люди, которые покупают дорогой билет и идут на раскрученную звезду. Но есть и те, а их в Петербурге немало, - которые интересуются теми ростками, из которых может быть, в дальнейшем вырастет большой артист. Это же очень интересно - наблюдать за рождением и за эволюцией таланта.
Юлия Николаевна, ваш театр в этом году еще инициировал и создание памятника Шаляпину.
Юлия Стрижак: Да, сейчас занимаемся этим вплотную. Так получилось, что в 1999 году по решению городского правительства того времени рядом с нашим театром был установлен закладной камень, что здесь будет памятник Шаляпину, но он так и не случился. И это чудо - что именно в год 150-летия легендарного певца город изыскал призовой фонд, чтобы объявить конкурс на эскизный проект памятника. Хотя заказчик - город, но мы с Фабио Мастранджело выступили в Комитете по градостроительству и архитектуре перед скульпторами, художниками, архитекторами, с нашим видением, каким образом надо увековечить Шаляпина. И потому что рядом наш театр со своей уникальной архитектурой, и потому что это место, где гуляют мамы с детьми, влюбленные пары, пожилые люди, - поэтому монумент должен стать доминантой, формирующей это пространство. И, наконец, мне бы очень хотелось, чтобы это была не просто скульптура стоящего или сидящего человека - такого слишком много, это все неинтересно. А чтобы было понятно, что это памятник музыканту. В этом смысле я, конечно, вспоминаю памятник Сибелиусу в Хельсинки, где есть и его портрет, шикарный образ музыки. Заявки на участие в конкурсе подаются до 1 ноября, а уже через 10 дней состоится подведение итогов. Очень надеюсь, что в Петербурге, на Петроградской стороне, где Шаляпин много выступал и где жил, появится новый прекрасный памятник…