05.10.2023 09:06
    Поделиться

    Какие качества нужны оператору боевого беспилотника

    Москвич Максим с позывным Башка - спокойный, вежливый и интеллигентный собеседник. Так сразу и не скажешь, что он уже ветеран специальной военной операции. Между тем Максим - один из лучших "птичников" в ДНР. Именно так здесь называют операторов дронов, от которых сейчас во многом зависит успех на поле боя.
    Руслан Мельников

    Из бизнеса - на фронт

    Максим прекрасно зарекомендовал себя во время боевых и разведывательных вылетов, а теперь в качестве инструктора подразделения БПЛА в интернациональной бригаде "Пятнашка" обучает "птичническим" премудростям других.

    - Я родился в Челябинской области, потом перебрался в Москву, - рассказывает о себе Максим. - Много лет работал в банке и в сети магазинов. Была хорошая карьера, был свой бизнес. Имел опыт работы с дронами: открыл свою видеостудию, проводили съемки с помощью беспилотников. И скажу так: хороший оператор дрона, снимая, например, свадьбы, заработает на гражданке не меньше, чем здесь. Так что на СВО я решил пойти не из-за денег. Просто однажды возник вопрос: кто, если не я? Я жил в столице, со многими общался, и когда заходил разговор об СВО, люди из моего круга знакомых, соглашались, что нужно предпринимать какие-то действия, однако давали понять, что сами они этого делать не собираются. А кто тогда должен? В общем, я собрался, купил необходимое снаряжение и поехал в Донбасс.

    Навыки работы с дронами пригодились, когда Максим попал в "Пятнашку". Но колоссальный опыт, который он приобрел уже здесь, даже не снился гражданским операторам беспилотников.

    Требуются геймеры

    - Сейчас значение БПЛА в бою постоянно увеличивается. Это направление очень перспективно, появляются новые модели и тактические приемы. Дроны помогают разведке, пехоте, артиллерии, сами наносят удары по противнику. Похоже, что руководство страны осознало важность беспилотников, и у нас идет развитие в этом направлении. Конечно, и волонтеры помогают, - говорит Максим.

    По его словам, уже проявляется определенная тенденция: обычные "мавики" постепенно уступают поле боя FPV-дронам, позволяющим оператору действовать более эффективно благодаря очкам виртуальной реальности. Такие аппараты гораздо лучше управляются. При этом юный геймер, ранее не вылезавший из уютного компьютерного кресла, сможет выполнить боевую задачу лучше матерого окопного бойца-ветерана в возрасте.

    - У геймеров, действительно, лучше получается управлять дронами. Человеку в возрасте, который никогда не играл на видеоприставке и вообще плохо ладит с компьютерной техникой, будет гораздо сложнее. Такие кандидаты обычно отсеиваются на уровне тренировочных полетов. А геймеры - и пацаны, и девчонки, кстати, - могут сразу провести вылет на пятерку. Хорошо "наигранный" оператор просто берет в руки пульт и погнал. Он понимает базовые принципы управления джойстиком, у него хорошо развита моторика рук и микромоторика пальцев.

    Универсальные солдаты

    Но, конечно, одной любви к компьютерным играм недостаточно, чтобы стать толковым оператором боевого дрона. Слишком уж большой спектр задач приходится решать "птичникам".

    - По сути оператор дрона на поле боя - это и штурмовик, и разведчик, и медик, но при этом еще и БПЛА-шник. Ему нужен гибкий живой ум, чтобы работать с информацией, и при этом он не должен забывать о боевых действиях. Очень важно досконально знать топографию, уметь работать с картами, правильно наносить метки, передавать координаты, вести корректировку артиллерийского огня. Именно такие операторы нам нужны и таких мы готовим, - отмечает Максим.

    Следует учесть еще, что для ударных дронов зачастую приходится переделывать стандартные боеприпасы, например, ВОГи, гранаты, заряды к РПГ, и готовить системы сбросов. Еще один немаловажный факт: операторы дронов практически никогда не работают в одиночку. И дело даже не в том, что один человек не всегда сможет доставить беспилотник на позицию. (Да-да, помимо малых квадрокоптеров, с которыми на "гражданке" развлекаются даже дети, на передовой используются и большие промышленные дроны, которых даже вдвоем тяжело нести, особенно с дополнительным комплектом батарей).

    Геймеры - и пацаны, и девчонки, кстати, могут сразу провести вылет на пятерку. Хорошо "наигранный" оператор просто берет в руки пульт - и погнал

    - Основной смысл операторских двоек, а порой троек и четверок, в том, чтобы постоянно контролировать пространство вокруг. Если приходится выдвигаться близко к противнику, может использоваться и группа побольше. Обязательно нужна свободная пара глаз и порой не одна, чтобы наблюдать за происходящим. Ведь в любой момент в небе может появиться вражеская "птичка", начаться артобстрел, подойти пехота противника. Кто-то из операторов полностью сосредоточен на полете и управляет БПЛА, а кто-то контролирует пространство, обеспечивает огневое прикрытие, работает с картами, - поясняет Максим.

    До приезда в Донбасс у Максима уже был опыт работы с дронами. Сейчас он в этой сфере стал асом. Фото: Руслан Мельников

    Следует также правильно подготовить рабочие позиции. К этому нужно подходить с не меньшей скрупулезностью, чем к подготовке опорного пункта пехоты. Необходима маскировка и защита. Есть и свои технические хитрости. Например, "птичникам" здорово помогают выносные антенны, с помощью которых можно управлять дроном, не покидая надежного укрытия.

    Ну и конечно, огромное значение имеет мастерство оператора и опыт работы с БПЛА в боевых условиях. Уже были случаи, когда опытный оператор успешно уводил "птичку" из зоны воздействия РЭБ и противодроновых ружей. Если во время "глушения" со стороны противника хотя бы частично работает канал управления, "птичник" может успеть среагировать и направить дрон на свою территорию.

    Дуэли операторов

    Порой в соцсетях появляются кадры настоящей "войны дронов": один БПЛА атакует в воздухе другой и сбивает его. Но на самом деле, такое происходит крайне редко.

    - В основном дроны сбивают средствами РЭБ. А на небольших высотах, когда вражеский беспилотник заходит на сброс, даже маленькую "птичку" можно сбить "стрелкотней", - говорит Максим.

    А вот охота операторов дронов на своих коллег со стороны противника происходит гораздо чаще. Это чем-то сродни противостоянию между вражескими снайперами.

    - Для беспилотников, конечно, приоритетными являются групповые цели - скопления бойцов или техники, а одиночные мишени - один-два человека - уже не так интересны. Но если противник обнаруживает БПЛА-шников, может начаться охота. Противник по нам работает. При этом он использует спутниковую связь "Старлинк". Мы, кстати, не раз попадали под обстрелы. Однажды нас срисовали украинские дроны и началось... К счастью рядом было укрытие. Но потом его целенаправленно разнесли, - вспоминает Максим.

    Кстати

    Максиму запомнился случай под Лисичанском. Во время ночных вылетов он провел разведку и корректировал удар РСЗО "Град". В ту ночь удалось обнаружить позицию ВСУ. Максим дал целеуказание.

    - По обнаруженной позиции прилетел пакет. Как известно, разлет снарядов у "Града" довольно большой. И парочка взорвалась довольно далеко от позиции в лесополосе. Но по невероятному стечению обстоятельств именно там оказался хорошо замаскированный крупный склад боеприпасов, о котором мы даже не подозревали. Получилось, что мы уничтожили его совершенно случайно. Бывает и такое, - улыбается Максим.

    Поделиться