Еще подписано соглашение и о поставках нефти. Тут, впрочем, могут возникнуть некоторые сложности, но преодолимые. Аналогичное соглашение есть у России с Киргизией. Однако недавно Казахстанские железные дороги перестали согласовывать месячные и дополнительные планы перевозок нефтепродуктов (они идут черед Казахстан, как и в случае с Узбекистаном). Объясняется это тем, что Казахстан "повышает дисциплину" соблюдения санкций Запада против России. Сейчас Киргизия и Казахстан на межправительственном уровне пытаются найти решение. Известно, что казахстанская нефть поставляется транзитом в Европу через Россию, так что взаимозависимость имеется.
До сих пор транзитные поставки нефти в Узбекистан через Казахстан не встречали препятствий: они увеличены в текущем году в четыре раза по итогам второго квартала (до почти 38 тыс. тонн). Начавшись еще в 2017 году, в 2019-2022 гг., поставки прерывались. В годовом выражении речь может идти далее о примерно 300 тыс. тонн.
Что касается поставок газа, то в нынешнем соглашении можно увидеть прообраз "газового союза", который был предложен Москвой еще в прошлом году, но поначалу отношение к нему (в Казахстане) было скорее нейтральным. И вот дело пошло. Узбекистан и Казахстан имеют собственные газовые месторождения, но значительная часть добываемого газа законтрактована для поставок в Китай. Объем добычи не поспевает за ростом экономики и ростом внутреннего потребления. Российский газ сможет восполнить этот дефицит, притом с выгодой для стран-потребителей, поскольку цены на него будут ниже, чем те, по которым они продают Китаю. Однако для "Газпрома", утратившего значительную часть европейского рынка из-за санкционной войны (с 175 млрд куб. м в 2021 г. до 45 млрд куб. м в текущем году), перспективные 10-20 млрд куб поставок в Среднюю Азию будут не лишними. Это может стать "отталкиванием от дна".
Также экономика Узбекистана, начавшего после прихода к власти нынешнего президента (в 2016 году) осторожные реформы, представляет интерес по многим направлениям для России. Республика уже добилась заметного прогресса. В прошлом году прямые иностранные инвестиции достигли 25 млрд долл., за последние шесть лет было реализовано около 59 тысяч инвестпроектов и создано более 2,5 млн рабочих мест. Поставлены амбициозные цели достичь ВВП в 100 млрд долл. в год, удвоить экспорт (до более 30 млрд долл.), и добиться, чтобы 80% ВВП производилось частным сектором. К 2030 году Узбекистан хочет достичь уровня ВВП на душу населения выше среднемирового.
В 2022 г. товарооборот между нашими странами вырос за год на 36% - до 6 млрд долл. Россия обогнала Китай и стала главным торговым партнером Узбекистана. Общий объем накопленных российских инвестиций в Узбекистан составляет уже около 10 млрд долл. (более 40% всех инвестиций в республику). Только за прошлый год доля инвестиций и кредитов из России (2 млрд долл.) составила пятую часть от годового притока всех иностранных инвестиций. За год было создано 967 предприятий в Узбекистане, и общее их число с участием российского бизнеса достигло 3 156 (20% от общего числа действующих). Россия поставляет в Узбекистан металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, сельхозсырье, продукты, древесину и целлюлозу, продукцию химической промышленности, нефтепродукты, лекарства. Узбекистан отправляет в Россию текстиль и обувь, сельхозпродукцию, а также продукцию химической промышленности. Есть проект с "Росатомом" по строительству АЭС. Изучается возможность выпуска в Узбекистане российского электромобиля "Атом", что позволит вывести такое производство из-под западных санкций. В Узбекистане функционируют 15 филиалов российских вузов.
Главный российский конкурент в Узбекистане для России - Китай (а также Турция, внедряющая масштабную программу интеграции тюркоязычного мира). По объему взаимной торговли Китай сейчас (точнее, в прошлом году уже) чуть отстал, но не сильно. При этом накопленные китайские инвестиции в Узбекистан составляют сопоставимые с российскими - 9 млрд долл. Долг республики перед КНР - около 3 млрд долл., 20% всего внешнего долга. Крупнейший кредит был предоставлен шесть лет назад на сумму 1,2 млрд долл. "Узбекнефтегазу" на строительство завода по производству СПГ.
В последнее время Китай старается диверсифицировать вложения, вкладывая деньги, в частности, в текстильную промышленность, в керамическое производство, в инфраструктуру - в рамках мегапроекта "Один пояс - один путь". Последнее направлено в том числе на помощь Узбекистану в его стремлении выйти на новые экспортные рынки. При том, что экспорт Узбекистана на 38% состоит из углеводородов и на 33% из хлопка. После 2016 года поставки в Китай резко возросли. В феврале текущего года Узбекистан подписал пятилетнюю программу торгово-инвестиционного сотрудничества с Китаем.
В последнее время государствами Средней Азии заинтересовались и в США. С одной стороны, усиливая давление с тем, чтобы перекрыть возможности для обхода с их помощью Россией западных санкций, с другой, сами предлагая расширять инвестиционное и технологическое сотрудничество. Казахстан и Узбекистан - главные объекты внимания. Недавно это подтвердил саммит (первый в истории такого рода) в формате C+5 в США с участием глав всех пяти постсоветских среднеазиатских государств.
Так что если прошедший российско-узбекский саммит действительно придаст новый импульс двусторонним отношениям, то это будет очень вовремя.