Почему в регионах выросли цены на услуги такси и что их остановит
Например, в Мурманске - на 70%, Петербурге и Екатеринбурге - на 100%, Перми - на 50-70%, в Самарской области - на 40-50%, в Калининградской - на 40%. Корреспонденты "РГ" разбирались, что стало причиной подорожания, долго ли оно продлится и как можно снизить цены на шашечки. Сразу скажем, что вступивший в силу с 1 сентября Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ...", который ввел жесткие правила работы на этом рынке, не решающий, а скорее сопутствующий фактор. Цены подогрел тройной дефицит. А он начал созревать задолго до этих перемен.
"Значительный рост цен на такси у нас связан с монополизацией этой сферы, - поставил диагноз активист за права пассажиров из Нижнего Новгорода Александр Мазурин. - В городе остался один крупный агрегатор и мелкие компании, цены которых всегда были выше. Это касается не только предоставляющих ВИП-машины, но и тех, чей уровень обслуживания ниже". По наблюдениям Александра, цены выросли раза где-то в полтора за последние два года: "В часы пик, например, утром, поездка от Московского вокзала до аэропорта будет стоить от 400 рублей и выше. Пару лет назад можно было доехать за 300 рублей".
И, по словам омских таксистов, цены на поездки начали расти, когда столичные агрегаторы монополизировали местный рынок. А закон о такси стал спусковым крючком. "Все!!! Теперь монополист отбивает вложенные деньги", - пояснил "РГ" таксист Александр. К этому добавился рост цен на расходные материалы, топливо, запчасти.
В Петербурге пассажиры тоже отметили рост цен, в среднем в два раза. Агрегаторы упирают на то, что цена вызова может быть очень разной. На ее рост влияет плохая погода, праздничные дни и ночное время. Но это "временные явления", которое не имеет отношения к основному тарифу. "Часто стоимость периода "повышенного спроса" становится постоянной, - говорит председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. - Действительно, отмечается рост цен у всех операторов".
К основным причинам, о которых уже говорилось, он добавил "нехватку водителей". По словам Солдунова, многие сейчас находится в стадии переоформления документов. И не выходят на линию. Но, как выяснилось, там они и до этого были в дефиците. В пресс-службе кадровой платформы hh.ru Северо-Запад подтвердили: рынку не хватает таксистов. Работодатели постоянно делают заявки на них, но, как правило, на одну вакансию откликается не более 2-3 человек. Это говорит о серьезном дефиците кадров.
Назревает он и в Саратове. Как поделился с нами местный таксист, рост цен на поездки вызван также сокращением машин на линии. "Многие водители, особенно с личными авто, ушли, - рассказал он. - Как и те, кто таксовал для подработки по вечерам. Кто-то из-за ограничения времени работы, кто-то из-за дорогого содержания авто".
Еще один дефицит - сами машины. Петербургскому рынку их не хватает, говорит Валерий Солдунов. Новый закон выдвинул требования к их внешнему виду. На переоснащение потребуется время. Но дело не только в законе. Как отметила на Международной конференции TAXI в Сочи председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, сегодня в отрасли есть проблемы с обновлением таксопарка. Это связано с прошлогодним подорожанием машин и запчастей. Говоря о росте цен на поездки, Ирина Зарипова признала, что он вызван искусственным ажиотажем, ведь, по данным агрегаторов, цена ни за километр, ни за тариф не изменилась. "Любой рост стоимости поездок на такси всегда вызван динамическим ценообразованием. Когда желающих уехать много, а тех, кто может отвезти, мало, получается дороже".
Что дальше? По мнению Ирины, тарифы будут расти с расчетом на инфляцию. Частично новый закон может простимулировать это за счет того, что отрасль становится легальной, До конца года цены на поездки в такси, по прогнозу Зариповой, вырастут на 10%. У зампреда Общественного совета при Минтрансе России Ильи Зотова иное мнение. "С большей вероятностью цена на такси будет устойчива, - считает он. - Нет сейчас никаких факторов, кроме стоимости полиса ОСАГО для такси, которые бы смогли привести к дальнейшему росту цен. Услуги такси дорожали год-полтора из-за повышения цен на новые авто, запчасти и ОСАГО".
Валерий Солдунов тоже настроен оптимистично. Верит в могучую силу рынка. "Он отрегулирует себя сам, - считает эксперт. - После насыщения машинами, цены стабилизируются и пойдут вниз. По крайней мере, резких скачков, как сейчас, не будет. На уровне инфляции". Дело за малым - чтобы насытился и внутри рынка была конкуренция. Не все готовы ждать этого чуда. Калининградские легальные таксисты убеждены, что в процесс ценообразования должны вмешаться власти. И вместе с агрегаторами установить минимально и максимально возможную стоимость поездок. При этом важно найти золотую середину, чтобы расценки устраивали как пассажиров, так и перевозчиков.
Вообще, очень многое зависит от ситуации на местах. Новый закон передает на региональный уровень немало полномочий. Например, в Свердловской области перекрашивать машину в "цвета такси" необязательно - что уральские таксисты, естественно, одобряют. Еще бы! В Калининграде, например, стали обязательные цвета для всех такси (белый и желтый). С учетом текущих цен на рынке, покраска автомобиля может обойтись в 150-200 тысяч рублей. И, кстати, резкого роста цен министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области пока не зафиксировало. "Работаем в обычном порядке", - сообщил "РГ" замминистра Денис Чегаев.
Также региональные минтрансы могут заблокировать агрегатора или создать бесплатные парковки для таксистов по всему городу. А еще регионы получили право господдержки отрасли - они вправе субсидировать лизинг автомобилей. И выдачу по новому закону разрешений на работу в такси компаниям и водителям можно ускорить, если все грамотно организовать. Электронный документ как самозанятые, так и индивидуальные предприниматели-таксисты могут получить через сайт "Госуслуги" или МФЦ. К тому же выдача разрешений - бесплатная.