Что мешает электронной очереди ускорить движение большегрузов на пунктах пропуска границы
Главная задача новации - сократить очереди. Прошлой зимой на автомобильном пункте пропуска "Забайкальск - Маньчжурия" на границе с Китаем машины простаивали неделями. Бизнес терял десятки, сотни тысяч рублей. В мае пункт перевели на круглосуточный режим. А потом он стал пилотным по внедрению нового сервиса.
"Поначалу были проблемы, - рассказал представитель Ассоциации международных автоперевозчиков РФ Александр Храпутский. - Дублировались номера, резервирование не было привязано к реестру транспортных средств. Но реестр создали, систему резервирования "подкрутили", донастроили. Расширили функционал по оформлению машин на границе в терминалах самообслуживания. Сейчас очередей нет". В Росгранстрое подтвердили: забронировать время проезда можно на любую дату.
В Калининградской области запуск электронной очереди на границе с Литвой в пункте пропуска "Чернышевское" идет со скрипом. Водители большегрузов порой простаивают по пять суток. Перевозчики сообщают, что свободные места разбирают очень быстро, из-за чего записаться на конкретное время практически невозможно. Масла в огонь подливают и литовские пограничники, от их работы тоже зависит успех онлайн-очереди. Росгранстрой даже запустил Telegram-канал, где можно наблюдать за очередью. В среднем за час границу проходит 5-7 машин. А скапливается их здесь до сотни.
Водители большегрузов отмечают, что для получения талона необходимо мониторить систему сутками напролет. Возникают и ситуации, когда перевозчик по 10 дней тратит на бронирование времени, заполняет фуру, приезжает и... стоит еще пять дней, поскольку талоны могут перемещаться в зависимости от загруженности или переноса времени. "Разработчики системы не учли, что здесь мы сильно зависим от литовцев, - поделился мнением директор логистической компании Илья Свиридов. - То у них неожиданные пересменки, то просто начинают очень медленно работать. Электронная система эти особенности не может учитывать. Как ее дальше будут развивать, сложно сказать. Но сейчас она нерабочая".
На автомобильном пункте пропуска "Бугристое" в Челябинской области мы обнаружили очередь большегрузов в сторону Казахстана на километр. Перехода границы ожидало не менее ста фур. "Внедрение электронной очереди на пропускную способность "Бугристого", к сожалению, не повлияло, да и не могло повлиять, - пояснила "РГ" советник по связям с общественностью Росгранстроя Ольга Ставская. - Она лишь упорядочила очередность проезда, создала условия для ликвидации конфликтных ситуаций. Сервис призван ликвидировать многокилометровые очереди. И с этой задачей справляется".
Но хотелось бы, чтобы и малокилометровых не было. Может, все дело в том, что при оформлении очереди не всегда все чисто? По данным Росгранстроя, в "Бугристом" самый высокий процент отказов от очереди. Это привлекло внимание правоохранительных органов. "Поступают сигналы о неустановленных лицах, пытающихся превратить бесплатную процедуру постановки в электронную очередь в источник личного обогащения", - сообщила "РГ" представитель Уральской транспортной прокуратуры Наталья Боровских. В связи с этим пограничники настоятельно рекомендуют перевозчикам: "Записывайтесь в электронную очередь самостоятельно. Пользуясь помощью посторонних лиц, вы лишаетесь возможности управлять своей заявкой, отслеживать ее изменения и поддерживаете организации, блокирующие работу бесплатной системы".
Как удалось выяснить "РГ", часть электронных заявок на очередь не соответствует требованиям. Часто их податели используют вместо документов на машину картинки из интернета. Просто чтобы застолбить время и место перехода, а затем переуступить его с выгодой. Кстати, среди этих картинок с завидной регулярностью используется Эйфелева башня. Может, это и есть фирменный знак злоумышленников?