Три года назад, в ковидный 2020-й, легкая на подъем педагогическая семья Янковских - супруга Олега Людмила тоже учитель - прибыла из Саратова учить детей в русскую школу в Иране. А несколько дней назад Олег Янковский уже в статусе победителя конкурса "Учитель года" первые слова со сцены сказал именно жене.
Как учить детей русскому языку за границей? Сколько бумаг заполняет учитель посольской школы? И почему ошибаться - полезно? Олег Янковский ответил на вопросы "Российской газеты".
Олег Игоревич, в своей визитке для конкурса вы отметили, что ваши амбиции созвучны словам основоположника высшего пилотажа Петра Нестерова: "Одного хочу лишь я, свою петлю осуществляя: чтобы эта "мертвая петля" была бы в воздухе живая". В чем ваша миссия?
Олег Янковский: Как можно большему количеству учеников показать наш прекрасный русский язык и литературу, их значение для развития личности, "оживить" великих поэтов и писателей, сделать их опыт нужным, полезным.
Ваши ученики - кто они? И куда идут после школы?
Олег Янковский: Я веду русский и литературу в 6, 7, 8 и 10 классах. Это преимущественно русские ребята, но есть и граждане стран СНГ - таджики, армяне. Есть несколько персов. Что касается их дальнейшего пути, то есть отличный пример. Диана - этническая иранка, чей отец учился в российском вузе и хотел того же для дочки. Она блестяще анализировала русскую классику и выучила русский так хорошо, что говорит не хуже, чем на своем родном фарси. Сейчас она изучает международное право в одном из российских университетов.
Вообще интерес к русскому языку в Иране сейчас есть?
Олег Янковский: Безусловно. В прошлом году к нам обратился представитель Россотрудничества: поступило несколько десятков заявок от иранских семей на то, чтобы их дети изучали русский как иностранный. Многие хотят получить именно российское образование, они уверены в его фундаментальности, энциклопедичности.
Вы поклонник русской классики. Учеников тоже влюбляете в нее?
Олег Янковский: Конечно, стараюсь. Это, наверное, дается труднее всего, когда вокруг не слышишь русской речи. Сразу чувствуешь себя скованно. И здесь силы дают все те, кто когда-то поднимали на знамя русский язык и творили. Я безмерно рад, что по долгу профессии и по зову сердца знаю наизусть множество стихотворений великих классиков - Тютчева, Маяковского. С Маяковским особые отношения. Я, как и он, "обожаю всяческую жизнь". Маяковский научил меня гиперболе, поэтому, готовясь с ребятами к ОГЭ, мы установили мировой рекорд "Самое большое предложение, разобранное по членам". Объем - 2800 слов! Еще Маяковский научил любви к авторским неологизмам, поэтому я их бережно собираю за своими учениками. А сильные строки Ахматовой: "...мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!" для меня - девиз и непреложная истина.
А кто все-таки ваш любимый автор?
Олег Янковский: Даниил Хармс, абсурдист-обэриут 20-30-х годов прошлого века. С его творчеством я познакомился еще в студенчестве. Удивился, что литература может быть без смысла, без сюжета, но все равно оставаться искусством.
Что главное для учителя в общении с детьми? В чем ваша фишка?
Олег Янковский: Я создаю безопасную среду для общения. На моем уроке дети могут быть спокойны: я никогда не стану подсмеиваться над ними, не буду делать резких замечаний. Кроме того, я не просто принимаю их ошибки, а говорю им о том, что ошибка - это здорово, это возможность понять, как исправить ее, а значит - найти точку роста. Школьная среда по умолчанию довольно соперническая, и где-то даже едкая. У меня на уроках детям строжайше запрещено говорить колкости другим детям. Мне кажется, это очень важно. Стараюсь создавать атмосферу, где человека принимают таким, какой он есть, с проблемами и тревогами. И не важно, касаются они только моего предмета или учебы и воспитания в целом. Мы находимся в со-дружестве.
Учителю школы МИД знакомы волнения российских школ? ЕГЭ, единые программы и учебники, заполнение бумаг - вас это затрагивает?
Олег Янковский: Знаю по собственному опыту работы в саратовском лицее, что одна из проблем учителей - большое количество отчетов, бумажная волокита. В посольских школах от учителей требуют только отчет об успеваемости за четверть по предмету и отчет классного руководителя. Но вот журнал у нас бумажный, а в России, знаю, практически все школы уже перешли на электронный. Мы ставим оценки в бумаге, потому что в Иране не всегда удается сделать так, чтобы все ученики и родители были подключены к системе. Интернет не тянет.
Вы увлекаетесь музыкой. А учеников вовлекаете?
Олег Янковский: Я с удовольствием танцую с ними вместе на дискотеках, поем под гитару. Дома у меня есть своя портативная студия звукозаписи, поэтому я часто экспериментирую. Правда, об этом мало кто знал, я стараюсь не распространяться. Но в этом году мне одобрили музыкальный кружок в школе. Вот там-то мы с ребятами и будем просто получать удовольствие от изучения музыки. Мы не будем зубрить теорию, а будем слушать, узнавать интересные факты, которых у меня немало.
Чему вы учите своих детей? Совет Янковского?
Олег Янковский: Не бойтесь проявляться - вот мой совет. Я сам очень сдержанный, флегматичный человек, но почему-то всю свою жизнь старался себя проявить разными способами. Участвовал в различных студенческих фестивалях, ездил на научные конференции, конкурсы педагогического мастерства.
В следующем году заканчивается ваш контракт. Вернетесь в Саратов преподавать?
Олег Янковский: В Саратове мои корни, а Поволжье - место силы, куда всегда приятно возвращаться. Если буду нужен там, то, конечно, останусь.
Вопрос, без которого нельзя: вас Олегом специально назвали?
Олег Янковский: У меня два старших брата, Станислав и Виталий. Когда родился третий мальчик, родители поняли: деваться некуда, и назвали меня Олегом. Янковский - потрясающий актер! В своей видеовизитке для конкурса я как раз вспомнил фразу Янковского-Мюнхгаузена: "Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" Для меня это о том, что наш мир немного абсурден и немного смешон. Нужно это уловить, понять и... двигаться дальше.