В России выросло в 1,5 раза количество договоров по добровольному страхованию авто

Число договоров по добровольному страхованию машин от ущерба в этом году выросло более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С чем это связано? Почему вдруг довольно дорогая и добровольная страховка стала пользоваться повышенным спросом, пояснили эксперты.
Число договоров по добровольному страхованию авто за год выросло в полтора раза.
Число договоров по добровольному страхованию авто за год выросло в полтора раза. / РИА Новости

Итак, по данным Центрального банка, число заключенных договоров автокаско во втором квартале этого года выросло более чем в полтора раза. Объем премий по автокаско составил более 65 миллиардов рублей. При этом объем выплат вырос на 1,1 процента. Как считает генеральный директор АЦ "БизнесДром" Павел Самиев, значительное влияние на динамику оказала, во-первых, разморозка продаж автомобилей. Во-вторых, по его мнению, после некоторой паузы в 2022 году охват страховыми продуктами снова начал расти. То есть многие страхователи, которые, возможно, даже отказывались от пролонгации страхования своих автомобилей, снова вернулись к такой практике. Столь умеренная динамика выплат связана со снижением частотности страховых случаев, по которым производилось урегулирование убытков, даже при росте среднего "чека" убытка. В результате давление на убыточность со стороны роста средней выплаты оказалось меньшим, чем сдерживающее влияние снижения аварийности, что можно оценить также как благоприятную тенденцию рынка.

Кроме того, в автокаско продолжает расти доля продуктов с франшизой и "конструкторов", в которых можно конфигурировать различные варианты по наполнению полиса, чтобы продукт был дешевле, но при этом рисковая защита была достаточной для клиента. По итогам только первого полугодия доля полисов, оформляемых с франшизой, по данным экспертов, выросла до 15-18 процентов по "большой немецкой тройке" и до 8-10 процентов для отечественных машин.

Как прокомментировал заместитель директора департамента развития имущественного страхования физических лиц Всероссийского союза страховщиков Михаил Порватов, в текущих условиях автовладельцы, с одной стороны, опасаются крупных убытков, которые ощутимо могут ударить по семейному бюджету, а с другой - стремятся оптимизировать свои расходы. С этим и связано, с одной стороны, увеличение числа заключенных договоров каско, а с другой - перетекание клиентов в более дешевые продукты (полисы с франшизой, мини-каско).

Но надо понимать, что машины на фоне их дефицита на рынке только дорожают. А каско считается именно от стоимости автомобиля, поэтому дорожает и эта страховка.

Плюс влияет рост цен на запчасти. Причем не последнюю роль в этом играет рост стоимости курса различных валют. Можно сравнить второй квартал 2022 года со вторым кварталом 2023 года.

Был курс 85 рублей за доллар, а теперь 100 рублей. Очевидно, что подорожали не только запчасти, но и стоимость их доставки, поскольку они едут не только по территории России, но и по сопредельным странам.

Неужели использование аналоговых деталей в ремонте не позволило снизилось стоимость полисов? По мнению Михаила Порватова, использование как оригинальных, так и аналоговых запчастей никем не отменялось. Но в цене выросли и те, и другие - одни больше, другие меньше. По сути, в росте стоимости сыграло два фактора: рост курса валют и резко подорожавшая логистика.

В автокаско растет число продуктов с различными предложениями по наполнению полисов

- В марте-апреле 2022 года были самые разные прогнозы относительно наличия запасных частей к автомобилям иностранного производства - вплоть до самых мрачных, - продолжает Михаил Порватов. - Но коллапса с запасными частями не случилось - по большей части они есть в наличии. Также была вероятность всплеска угонов, который был бы вызван именно отсутствием запчастей. Но и этого не произошло.

Ожидаемого коллапса с запчастями для авто не произошло, сейчас все есть в наличии

Как рассказал глава дирекции розничного бизнеса "Ингосстраха" Виталий Княгиничев, компания предлагает своим клиентам максимальное количество возможностей для урегулирования вопроса с запчастями. Так, например, "Ингосстрах" стал первым на страховом рынке, кто разработал программу поставок и дистрибуции запчастей по альтернативным каналам. В этом оказали содействие партнерские логистические и дистрибуторские компании, которые занимаются доставкой и хранением грузов, а также располагают собственным транспортом и складскими помещениями.

65 миллиардов рублей составил объем выплаченных премий по автокаско за первое полугодие 2023 года

Компания всегда действует в интересах клиента и строит свою работу, основываясь на его потребностях.

- Мы стараемся помочь во всех случаях без каких-либо исключений, чтобы обеспечить клиента нужными запчастями или денежной компенсацией в соответствии с договором страхования. Мы используем все свои возможности, крепкие рабочие отношения с партнерами-дилерами и накопленную за десятилетия работы на рынке экспертизу для сохранения высокого уровня клиентского сервиса, - поясняет Виталий Княгиничев.

Что же касается дальнейших прогнозов, то, скорее всего, каско продолжит рост. Рубль потерял 25 процентов и отыграет их назад не скоро. В итоге, запчасти и машины будут только дорожать. А так как каско считается именно в процентах от стоимости машины, то и оно будет расти.