Программа VII Симфонического форума включала 12 концертов, шесть из них - на сцене Большого зала Свердловской филармонии, а остальные в городах области: Ирбите, Заречном, Асбесте, Алапаевске, Ревде, Каменск-Уральском. Итоговые цифры - шесть основных оркестров-участников, 600 артистов, 7000 слушателей "живых" концертов и 250 тысяч меломанов со всего света, присоединившихся благодаря онлайн трансляциям, - как всегда способны поразить воображение, но не передать дух и атмосферу.
Форум, пестующий идею объединения концертного пространства России, всегда выглядит как очередной смотр оркестрового хозяйства страны и не обходится без деловой программы. Практики концертной жизни - более 60 менеджеров, директоров, дирижеров из 24 регионов страны - обсуждали задачи повышения престижа деятельности симфонических оркестров в обществе. Вместе с музыкальными критиками - вопросы освещения, коммуникации и продвижения имиджа оркестра в СМИ, а вместе с ректорами музыкальных вузов - проблемы подготовки оркестровых музыкантов.
По традиции концертную программу всегда открывают хозяева площадки. Уральский филармонический оркестр (УАФО) под управлением Дмитрия Лисса играл Шестую симфонию Густава Малера, полностью подтверждая свой статус одного из лучших оркестров страны. Бескомпромиссный выбор симфонии, называемой также "Трагической", идеально резонировал сегодняшнему мироощущению. Полуторачасовая музыкальная драма с напряженными внутренними коллизиями и финалом без каких-либо иллюзий потребовала мощной душевной отдачи, как от музыкантов, так и от слушателей.
Впервые выступавший в Екатеринбурге Симфонический оркестр Карельской филармонии под руководством Анатолия Рыбалко предложил программу, где кульминацией стали "Симфонические танцы" Рахманинова. Третья симфония Брамса не стала удачей, тот случай, когда хочется ограничиться общими тезисами о достойной академической культуре петрозаводского коллектива: в нем действительно сильные музыканты, и это было хорошо слышно. Сергей Рахманинов в год своего 150-летнего юбилея звучал на форуме еще раз, его Вторая симфония была исполнена Симфоническим оркестром Белгородской филармонии. И сам коллектив, и его лидера Рашита Нигаматуллина, запомнившегося императивным и мощным стилем дирижирования, в Екатеринбурге во второй раз явно ждали. В зале яблоку негде было упасть, и прием белгородцы получили невероятно теплый. Оркестр демонстрировал ясность, собранность и дисциплину, он буквально дышал вместе с дирижером, который был единственным на оркестровом слете, позволившим себе выступать без нот. Стиль музицирования, сегодня, видимо, уходящий в прошлое, не мог не вызвать ностальгических чувств.
Своего рода презентацию на форуме получил Государственный симфонический оркестр Челябинской области, один из самых молодых коллективов страны, которому всего четыре года. Его главный дирижер Адик Абдурахманов выбрал для дебюта в Екатеринбурге эффектную программу: Четвертую симфонию Сергея Прокофьева и сочинение мексиканского композитора XX века Сильвестре Ревуэльтаса "Ночь майя". В первом отделении преобладал рациональный стиль исполнения, иногда будто не хватало увлекательных подробностей. Но, оказалось, таков замысел: после интеллектуального Прокофьева произвести сногсшибательный эффект пиршеством тембральных красок, энергией заводного ритма и красотами неофольклорных мелодий. "Добил" публику лихой и зажигательный бис - "Мамба" Алонсо, исполненный оркестром с театрализованными эффектами и заставивший, конечно, вспомнить практику Густаво Дудамеля и его Венесуэльского молодежного оркестра.
Но, пожалуй, самую необычную программу, включавшую сразу две екатеринбургские премьеры наших современников, привез Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева. Сильнейший сибирский коллектив третий раз выступает в рамках Симфофорума и каждый раз удивляет отвагой и профессионализмом. Вторая "Малороссийская" симфония Чайковского в первом отделении показала уровень возможностей оркестра и стиль дирижера, импульсивный и точный одновременно. Две премьеры были контрастны по композиторским манерам. "Вариации и аплодисменты" радикального в своих звуковых экспериментах Алексея Сысоева выглядели перформансом с использованием велосипедов на сцене и гуляющих по партеру оркестрантов с включенными смартфонами. А пятичастная Первая симфония петербуржца Антона Танонова напомнила об эстетике композиторов "третьего направления", сочетавших принципы академической школы с доступностью, демократизмом языка, тяготением к театрализации и образам киномузыки.
Завершался фестиваль легко, изящно, почти празднично. Впервые выступавший на Симфофоруме Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под руководством Владимира Спивакова играл изысканную программу французской музыки. И даже в открывшей концерт популярнейшей "Кармен-сюите" было гораздо больше Бизе, чем Щедрина: вместо современной концепции - монументальное полотно, не графика, но картина маслом. Казалось, будто звучит не облегченный щедринский состав струнных и ударных, а полнокровный большой оркестр, с мелодраматической мощью, многозначительными паузами, цезурами и жирными точками. Мгновения увлекательного, радостного путешествия преподнесла сюита "Париж" Жака Ибера, "Болеро" Равеля с великолепной точностью соответствовало всем зрительским ожиданиям.
В финале случились два роскошных подарка от Спивакова и оркестра, два биса: популярнейший Вальс Шостаковича из кинофильма "Первый эшелон", который теперь во всем мире называют "Русским вальсом", и музыка Нино Рота из феллиниевского "Восемь с половиной". Знаменитое финальное шествие, абсурдистский и трагикомичный "Марш клоунов" стал не только стихийно-захватывающей кульминацией всего фестиваля, но прозвучал и как диагноз нашему "безумному-безумному миру", за полвека с лишним не утративший актуальности.
Симфонический форум проводится Свердловской филармонией при участии Союза концертных организаций России и поддержке Министерства культуры РФ.