Но, понимаете, если факт навязывания не очевиден, покупателю нужна помощь адвоката, юриста. (У меня так было, когда я зубы лечил. Когда мне насчитали 700 тыс. рублей, включая ненужные услуги.) То есть грань между навязыванием и предложением в некоторых областях очень тонкая. Если у вас есть хороший юрист, который может помочь, то эти поправки - великолепное средство защиты от негодяев и мошенников. Но, увы, не всякий обычный человек сможет с этой задачей сам справиться. Некоторые могут, есть у них такое психологическое свойство, а есть люди, которым продавец ответит: "А я вам не навязывал, я предлагал" - и они не будут вступать в дальнейшие дискуссии. Они не пойдут жаловаться и требовать оштрафовать продавца, а домой пойдут.
Знаете, представить себе, что вам поддельную вещь продадут где-то на Западе, невозможно. Потому что если ты это провернешь, то сделаешь покупателю громадный подарок. Ведь он получит около миллиона возмещения просто за факт того, что товар не соответствует тому, что написано на ценнике. А у нас вы сможете в такой ситуации больше 5 тысяч отсудить?
У меня ситуации с навязанными услугами чаще всего случались в области медицины. А еще был случай, когда продавец навязал мне привязать страхование к телефону, а когда мобильный украли, в магазине мне сказали: "Принесите нам решение по уголовному делу, и мы вам вернем деньги". А вы представляете МВД, которое на голубом глазу заведет уголовное дело? Им же потом по нему отчитываться.
Идеальный продавец-консультант в моем понимании - честный, хорошо знающий то, что он продает, способный исходить из интересов покупателя. И ведь стратегически так вести себя даже выгоднее - потом все в ваш магазин будут возвращаться. Но пока у нас значительная часть торгового бизнеса живет одним днем. Они в 90-е годы начинали и привыкли. Это не их вина, их так двадцать лет учили. И руководство заставляет так действовать. Если они будут вкладываться в завтрашний день, он может не наступить, что-нибудь изменится.
В советское время товаров было заведомо меньше, чем денег. А хороших - тем более. Их продавали с "нагрузкой". Люди были счастливы купить хоть что-нибудь. Поэтому продавщица жила по принципу: я тут одна, а вас много. Будь счастлив, что тебе эту селедку продали. А могли бы не продавать, сказать, что ее нет. Какие там претензии...
Подготовила Елена Кухтенкова