В Москве начали тестировать видео- и фотоконтроль за передвижением самокатов

Московские власти усиливают контроль за безопасностью движения средств индивидуальной мобильности (СИМ). Большие надежды в этом деле они возлагают на фото- и видеоконтроль, вести который будут новые видеокамеры, способные увидеть на дороге нарушителей Правил дорожного движения. Точно так же, как сейчас фиксируются нарушения среди автомобилистов.
Такую картину часто можно встретить на улицах Москвы, хотя езда вдвоем - нарушение.
Такую картину часто можно встретить на улицах Москвы, хотя езда вдвоем - нарушение. / А. Белкин / Бизнес Online / ТАСС

Как сообщает пресс-служба департамента транспорта Москвы, такие видеокамеры уже тестируются на самых популярных у самокатчиков маршрутах и в местах, где больше всего происходит аварий с участием СИМ. Пока они обнаруживают только три отступления от правил. "Например, если вы едете на дороге не по своей полосе, не спешиваетесь на пешеходном переходе или передвигаетесь на одном самокате вдвоем, камера это запишет. Центр организации дорожного движения Москвы сообщит о выявленных нарушениях кикшеринговым компаниям, у которых был арендован самокат, и они передадут ГИБДД данные водителя".

Напомню, каждый прокатный самокат или велосипед имеет идентификационный номер, по которому можно проследить историю его пользователей. В пресс-службе одной из компаний рассказали: "Идентификационный номер позволяет выявить нарушителя, траекторию его движения, скорость. Эти данные прозрачные, мы ими делимся по запросу МВД и ГИБДД". По действующему законодательству водителям СИМ, нарушившим Правила дорожного движения (ПДД), грозит штраф от 800 до 1500 рублей. По данным дептранса, с начала сезона в столице более 15 тысяч человек Госавтоинспекция привлекла к административной ответственности за нарушения ПДД. Что касается частных самокатчиков, работа, как их взять под контроль, еще ведется.

В этом году в столице произошло более 230 аварий с самокатами, в которых погибли или пострадали люди

Одновременно городские власти пытаются защитить москвичей от самокатчиков-лихачей и с помощью инфраструктуры, специально создаваемой для безопасного использования СИМ. В частности, в столице работают уже более 250 "медленных зон" у станций МЦД, МЦК, вблизи остановок и метро. Здесь водители СИМ обязаны снижать разрешенную скорость с 25 до 5-15 км в час. Медленной зоной стала, например, вся территория Парка Горького, где скорость на прокатных самокатах автоматически ограничивается до 15 км в час. За порядком на велопарковках сейчас следит специальное подразделение ГИБДД, созданное после того, как москвичи начали жаловаться на залежи там прокатных самокатов, мешающих пешеходам.

А с лета этого года брошенные как попало самокаты и велосипеды, если они мешают другим участникам дорожного движения и пешеходам, начали увозить на спецстояку. По данным департамента транспорта, за два месяца эвакуировали более 800 двухколесных нарушителей. Забирают самокаты и велосипеды со спецстоянки представители компаний операторов, а вот штрафы за неправильную парковку прилетают арендаторам. Сервисы аренды СИМ выставляют внутренние штрафы - от 500 рублей, а за многократные нарушения, в том числе за аварию и прочее, вводят блокировку аккаунта нарушителя. Так, с начала сезона операторы уже заблокировали аккаунты более семи тысяч нерадивых пользователей.

Однако, как считают эксперты, помимо слежения и выписывания штрафов нужно дальше развивать инфраструктуру. Например, чем больше будет велополос, тем большее количество самокатчиков воспользуются ими, а не будут на тротуаре "играть в пятнашки" с пешеходами. Сейчас общая длина полос составляет около 500 км. Это больше, чем расстояние от Москвы до Воронежа. Правда, есть и минус. Велополосы не связаны друг с другом, то есть проехать по прямой, не выезжая за пределы велополосы, можно максимум на 5 км.

По данным Центра организации дорожного движения Москвы, с 2020 года количество поездок на СИМ увеличилось в 28 раз. Это вдвое больше, чем в Москве совершается поездок на прокатных авто. В текущем году зафиксирован даже рекорд: 430 тысяч поездок в сутки. Вместе с этим растет и количество дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ. В первом полугодии произошло 234 ДТП, в которых пострадали или даже погибли люди.

Кстати

Что делать, если вы увидели нарушителя на самокате

- Сфотографируйте электросамокат так, чтобы было видно номерной знак.

- Откройте приложение оператора, на самокате которого было совершено правонарушение.

- Направьте в чат поддержки оператора: какое правило нарушил водитель, фото номера самоката, время и адрес, где было зафиксировано нарушение.

- После этого нарушителю будет выставлено предупреждение. За грубые или системные нарушения водителя ждет блокировка в сервисе.

Прямая речь

Как рассказал "РГ" научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, администрировать нарушения, совершенные на СИМ, очень сложно. "Возьмите для примера автотранспорт. Система администрирования нарушений автомобилистами строилась десятки лет и до сих пор продолжает выстраиваться. Но на автотранспорте есть номера, прочесть их камеры могут, на это они настроены. Конечно, технологии не стоят на месте, но вряд ли это можно быстро сделать так же и с СИМ. Но раз Москва выбрала СИМ как вид транспорта, значит, нужно не только ратовать за введение камер и штрафов, нужны инспектора, специальные подразделения и все прочее. Иначе нарушители так и будут на самокатах сбивать пешеходов на тротуарах, а на дороге сами становиться пострадавшими от минимального столкновения с автотранспортом.