28.10.2023 02:54
    Поделиться

    Цены на бензин и дизель снижаются почти месяц, но не на всех АЗС

    По данным Росстата, средние розничные цены на российских АЗС снижаются с 25 сентября. За месяц бензин и дизельное топливо (ДТ) подешевели почти на 70 копеек. Темпы снижения цен замедляются, и все чаще можно услышать жалобы, что в реальности люди его не наблюдают.
    Снижаются цены на тех АЗС, которые наиболее сильно их поднимали с начала августа.
    Снижаются цены на тех АЗС, которые наиболее сильно их поднимали с начала августа. / Bet_Noire / iStock

    Дело не в том, что статистика врет. Она просто показывает среднюю температуру по больнице. В тех же еженедельных отчетах Росстата есть подробные данные по АЗС Москвы и Санкт-Петербурга, где указаны минимальные и максимальные цены бензина на заправках. И здесь видно, что снижаются цены на тех АЗС, которые наиболее сильно их поднимали с начала августа. Там, где рост был минимальным или умеренным, цены остались на уровне пика конца сентября. Причем с начала августа эти минимальные цены на столичных АЗС выросли на 1,3-1,5 руб., и это повышение пока никак не отыграно назад. В среднем, по Росстату, за тот же период цены на бензин выросли на 2,3 руб.

    Аналогичной статистики по ДТ нет. Вице-премьер Александр Новак сказал на последнем совещании с нефтяными компаниями 27 октября, что цена на дизельное топливо на заправках в среднем по стране составляет порядка 63 рублей за литр. Но отдельные заправки держат цены значительно выше из-за того, что продают только брендированное дизельное топливо с приставкой "экто" или "евро".

    Вице-премьер поручил нефтяным компаниям увеличить производство зимнего дизельного топлива для удовлетворения спроса на внутреннем рынке. По его словам, также необходимо обеспечить потребителю выбор - покупать базовое топливо по более низким ценам или дорогое брендированное.

    Но, по Росстату, средняя цена ДТ в России к 23 октября 64,2 рубля, а снижение цен замедлилось до 17 копеек в неделю. Причем на бирже котировки летнего ДТ выше значений мая, июня и первой половины июля (то есть до начала раскручивания топливного кризиса), а зимнего ДТ - находятся на рекордном уровне, по сравнению с прошлым зимним периодом. Для того, чтобы опуститься до уровня 63 рубля, если не терять темпы снижения, понадобится почти два месяца.

    Собственно, да пусть бы даже и так, но будут ли цены снижаться дальше? По мнению заместителя председателя Наблюдательного совета Ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева, все меры, которые принимаются правительством, куда входят запрет экспорта бензина и частичный запрет экспорта ДТ, одновременно с окончанием высокого сезона отпусков и дачного сезона будет уменьшать спрос на топливо. При этом по зимнему ДТ нужно продолжать работу, чтобы в опте, на бирже цены снизились хотя бы до 60 тыс. рублей за тонну (сейчас - выше 70 тыс. руб.). Каждые 10 тыс. - это дополнительные 8 руб. в цене литра, и АЗС, опасаясь предупреждения ФАС, приходится торговать этим видом топлива в убыток, отмечает Гусев.

    Уже сейчас мы видим выравнивание цен на независимых АЗС и заправках, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК - крупные компании, добывающие нефть, производящие из нее бензин и продающие в своих сетях АЗС), отмечает эксперт. Стоимость на заправках ВИНК потихоньку опускается. И если не произойдет никаких резких скачков рубля, которые наблюдались летом, то других факторов, которые будут толкать стоимость топлива вверх, нет, считает Гусев.

    Окончание дачного сезона и сезона отпусков будет уменьшать спрос на топливо

    Схожую точку зрения высказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Он уверен, что снижение цен продолжится. Ограничения на экспорт топлива пока действуют и точно не будут отменены до тех пор, пока правительство не увидит реального существенного снижения цен в рознице. Отдельные ВИНК (в частности, "Роснефть") уже значительно снизили цены на своих АЗС, теперь дело - в основном за независимыми сетями. Им, во-первых, нужно время, чтобы "транслировать" снизившиеся оптовые цены в розницу. А во-вторых, для них велик соблазн "нарастить жирок" и восстановить своё финансовое положение в столь редкий для них благоприятный период (опт дешевеет, а розницу пока можно попридержать на высоком уровне).

    Немного по-другому оценивает ситуацию аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Маловероятно, что снижение розничных цен на топливо будет продолжаться до конца года, считает он. В ближайшее время они стабилизируются, как только падение оптовых цен на бирже прекратится. Бензин АИ-92 и АИ-95 там пока еще снижается в цене, но темпы падения уже замедляются, а ДТ перестало дешеветь еще в середине октября, поэтому и в рознице его стоимость уже должна стабилизироваться.

    При этом все эксперты сходятся во мнении, что зимой подорожания бензина и ДТ не будет ни в рознице, ни в опте. Как отмечает Чернов, оптовые цены на бирже будут сдерживать от роста демпферные выплаты нефтяникам от государства (компенсирующие нефтяникам разницу между экспортными и внутренними ценами на топливо, при поставках его на российский рынок). А розничные цены от роста будет сдерживать ФАС.

    С этим согласен Андрианов, но с оговоркой, что уже по поводу следующего лета имеются опасения. Если Правительство в целом и Минфин в частности по-прежнему будут видеть единственный источник увеличения доходов бюджета в росте налогов на нефтегаз, как это было в случае с сокращением демпфера в этом году (в сентябре его сократили в два раза, а в октябре вернулись к прежним параметрам), то это рано или поздно повлияет сначала на оптовые, а потом и на розничные цены. Как из-за роста издержек компаний (в силу увеличения доли налогов), так и вследствие, возможно, вынужденного сокращения объемов производства из-за нехватки средств на модернизацию и развитие, отмечает эксперт.

    По мнению Гусева, единственным "черным лебедем" для внутреннего топливного рынка также могут стать очередные попытки скорректировать демпферный механизм или получить дополнительные доходы с нефтянки, чтобы компенсировать выплаты по демпферу.

    Здесь, правда, стоит учитывать, что смена одного года на другой всегда сопровождается плановым увеличением акцизов на топливо и ростом налогов в нефтянке. Об этом повышении известно заранее, поэтому оно, как правило, закладывается в годовой рост цен. Но как оно будет отыграно в этот раз, учитывая уже произошедший топливный кризис, конечно, неизвестно.

    Поделиться