Выдающийся дирижер долго болел. В январе 2022 года он оставил пост главного дирижера Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии. Но Юрий Хатуевич оставался не только художественным руководителем Санкт-Петербургской филармонии, эту должность он занимал с 1988 года, но и камертоном интеллигентности и подлинно высокого искусства.
Юрий Темирканов родом из Нальчика. Однако он давно стал одним из самых знаменитых петербуржцев. В 1962 году окончил оркестровый факультет, в 1965-м - класс оперно-симфонического дирижирования Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова).
О выборе жизненного пути Юрий Темирканов так говорил в нашем первом интервью:
- То, что я стал дирижером - это результат стечения множества обстоятельств. За редким исключением с детства всерьез намечаешь себе профессию. Я в детстве очень много рисовал и хотел быть художником, потом собирался стать скрипачом, а в итоге превратился в дирижера. Когда я был молод, то ко всем наставлениям старших относился снисходительно. Оказалось, что если даже ты и умен от Бога, то по-настоящему что-то понимать в жизни, в профессии, в людях начинаешь только во второй половине жизни.
Его профессиональный дебют состоялся в Малом оперном (ныне Михайловском) театре. Особая часть его жизни была связана с Кировским (ныне Мариинским) театром, где он прослужил с 1966 по 1988 год. Его оперные постановки неизменно становились событием, а "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", где он выступил и в качестве режиссера, вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства.
Вспоминая о своих годах в Кировском театре в одном из наших интервью, Юрий Хатуевич признался:
- Я не тоскую по театру, а с огромным удовольствием вспоминаю то время. Но что сейчас происходит в его стенах, я не очень знаю. На мой взгляд, колоссальное достоинство русского театра всегда было в том, что он имел постоянную труппу и огромный репертуар. Мы никогда не выпускали "бройлеров" - каждый месяц по премьере, которые исчезают с афиши так же быстро, как и появились. Это не в характере русского театра. У нас ставился спектакль, который мог идти десятилетиями - до тех пор, пока он морально не устаревал. Русский театр был хранителем традиций и духа всей русской культуры. Конечно, театр не может обойтись только русскими названиями. Это было бы абсурдно. И все-таки фундаментом русского театра должна быть русская классика. А "конвейерный" подход - это самое плохое, что мы сегодня пытаемся заимствовать у западного театра. При том, что ни миланский "Ла Скала", ни Венская Государственная опера так не делают.
Юрий Темирканов сотрудничал с самыми известными музыкальными коллективами мира. Дебютировав в 1977 году с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Темирканов в 1979-м стал главным приглашенным дирижером этого коллектива, а также Филадельфийского оркестра; с 1992 по 1998 год являлся главным дирижером Лондонского Королевского оркестра. В разные годы также был приглашен дирижировать в Германии и в Дании. Подписав контракт с оркестром Датского радио, полушутя-полусерьезно сказал в интервью:
- Я очень люблю Данию. Там очень хорошо лечить нервы, особенно после Америки. А если бы у меня не было никаких обязанностей, я бы жил на природе - дышал свежим воздухом и слушал тишину.
Юрий Темирканов - полный кавалер российского ордена "За заслуги перед Отечеством", удостоен звания народного артиста СССР. Он дважды лауреат Государственной премии СССР и еще дважды Государственной премии России за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры. И полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", командор ордена Звезды Италии, кавалер японского ордена Восходящего солнца. Его записи музыки Сергея Прокофьева к фильму "Александр Невский" (1996) и Седьмой симфонии были номинированы на премию Grammy.
Юрий Темирканов без кокетства замечал:
- Очень часто люди снисходительно говорят о наградах. Я думаю, они лгут. Прекрасно презирать награды, как и деньги, только имея их. Хотя, конечно, с другой стороны, когда ты молод, каждая награда чрезвычайно радостна. И сейчас приятно получать награды, но того естественного восторга, который был бы у меня лет тридцать или сорок назад, я уже не испытываю. Я постарел, поумнел, поуспокоился. Если артисту начнет очень нравиться то, что он делает, следовательно, этот человек уже умер как артист, его хоронить пора.
Великий дирижер очень сожалел, что редко бывает на родине и рассказывал:
- Когда приезжаю в Нальчик, обязательно с родственниками общаюсь по-кабардински. Моя мама до конца жизни с трудом говорила по-русски. У Гамзатова в его чудной книге "Мой Дагестан" есть такой сюжет: он встретился в Париже с дагестанцем, которого на родине считали погибшим. Вернувшись, рассказал родственникам этого человека, что тот жив. А мать его спросила: "Расул, как ты разговаривал с моим сыном?" Гамзатов ответил: "У нас был переводчик". Она заплакала: "Значит, правда, что он погиб". Красивая притча, правда? Гены, семья очень важны для людей…
Одними из первых на трагическую новость откликнулись Валерий Гергиев и коллектив Мариинского театра:
- С глубочайшей скорбью узнали о кончине Юрия Хатуевича Темирканова. Уход из жизни этого выдающегося человека - невосполнимая утрата не только для нашего коллектива, имевшего великую честь знать его и работать с ним, но и для всего мира культуры.
Гениальный артист, талантливейший педагог, активный общественный деятель, Юрий Хатуевич целиком отдавал себя служению музыке. Его преданность своему делу и неугасаемая творческая энергия вывели отечественное искусство на совершенно иной, недостижимый ранее уровень.
Юрий Хатуевич возглавлял лучшие оркестры мира, был искренне любим и уважаем не только всеми музыкантами, которым посчастливилось с ним работать, но и публикой, восхищенной и завороженной его гением. И эта награда, безусловно, самая главная среди множества других высочайших премий, отметивших его талант.
Великая честь для Мариинского театра - бережно хранить имя Юрия Хатуевича Темирканова в своей истории. Будучи художественным руководителем и главным дирижером Кировского театра, Юрий Хатуевич начал его стремительное возрождение - и этот вклад невозможно переоценить. Мы ответственно продолжаем его дело, а бесценное творческое наследие Юрия Темирканова по сей день является украшением Мариинского театра.
Юрий Хатуевич навсегда останется в наших сердцах. И пусть эти добрые воспоминания о нем помогут пережить боль утраты в эти тяжелые траурные дни.
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра:
- Юрий Хатуевич стал моим первым учителем, настоящим наставником. Трудно переоценить ту поддержку, которую он оказал мне, когда я возглавил Михайловский театр в 2007 году, и те советы, которые я получал от него до самого последнего времени. Я могу сказать, что только благодаря урокам Юрия Темирканова я пришёл к истинному пониманию музыкального театра. Его уход – невосполнимая утрата лично для меня и всей мировой культуры».
Денис Мацуев, пианист:
- Трудно подобрать слова, когда уходит «последний из могикан» великой русской дирижёрской школы, когда уходит твой близкий друг, старший товарищ, с которыми связаны 20 лет моей жизни, как на сцене, так и за сценой. Юрий Хатуевич Темирканов - это учитель, который мне дал очень много, это тончайший художник, деликатный человек, настоящий интеллигент и мудрый философ. Его нельзя сравнить ни с кем. Его говорящие, музыкальные руки рождали великую музыку, великое искусство. И когда рождалась эта магия, каждый человек, который был в зале или слушал его в записи, попадал под его чары с первых же секунд. Я не знаю, как я завтра буду играть пять концертов Рахманинова, каждый из которых мы с ним исполняли в своё время неоднократно. Он мне очень много дал для понимания музыки Рахманинова, и, конечно, я хочу посвятить это выступление его памяти. Мне жаль, что он не дожил до своего юбилея, который будет в декабре этого года. Нет слов. Это трагический день для всей мировой музыки, мирового искусства. Ушел великий мастер и великий маэстро.
Юрий Башмет, дирижер, альтист:
-Лично для меня уход такого музыканта, моего друга, человека с которым мы общались, вместе выступали на протяжении 40 лет-абсолютно невосполнимая личная потеря. Человек-эпоха. Для меня Темирканов это прежде всего огромный талант и благородство. Нет слов, чтобы передать мои эмоции в данный момент.
Кстати
Церемония прощания с Юрием Темиркановым состоится 5 ноября в Большом зале Петербургской филармонии.