Оснований для нового снижения потребительской активности не видно
Профессор Зубец: Тренд на увеличение потребительской активности сохранится надолго
Некоторое время назад в наших СМИ со ссылкой на Росстат и независимый "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования" появились новости, что рост потребительской активности если не завершен, то заканчивается, после чего мы выйдем на плато с неизбежным торможением экономики. В подтверждение этой точки зрения эксперты ссылаются на стабилизацию безработицы и спроса на труд, а также снижение темпов роста доходов и зарплат внутри года от месяца к месяцу.

Нам эти выводы кажутся неверными. Мы не видим серьезных признаков снижения потребительской активности. Наоборот, есть вполне очевидные признаки ее увеличения.

Прежде всего, давайте разберемся с безработицей. Она не может упасть до нуля просто потому, что происходят увольнения, которых стало заметно меньше, но они, тем не менее, есть. Кроме того, на рынке труда всегда есть какое-то число соискателей, формально трудоспособных, но не соответствующих требованиям работодателей. Поэтому то, что безработица держится на уровне 3%, ничего не говорит нам о напряженности рынка труда. Наши опросы, проведенные среди работодателей, говорят, что более четверти из них озабочены поиском персонала, причем их число выросло по сравнению с летом 2022 года больше чем в полтора раза. И что самое важное, число компаний, набирающих сотрудников, не падает. А число соискателей, напротив, снизилось за тот же период на 20-25%.

В части оценки потребительского спроса я больше согласен с оценками Минэкономики, которое сообщает об ускорении роста суммарного оборота розничной торговли, общепита и платных услуг. Действительно, посещаемость кафе и ресторанов после летней паузы заметно выросла и не показывает признаков снижения. А питание вне дома - это первое, на чем люди начинают экономить при наступлении экономических сложностей. Также пока не растет число россиян, которые говорят о наличии просроченных кредитов. В этом мы видим проявление достаточно высокой устойчивости потребительских финансов: если бы они пошатнулась, доля респондентов с просроченными ипотечными и потребительскими кредитами тут же начала бы расти.

А теперь что касается дорогих предметов потребления. Наши расчеты показывают, что, например, на авторынке в 3 квартале была достигнута низшая точка спроса, после которой его ждет оживление. Такого же оживления можно ожидать и на рынке крупной бытовой техники. Разумеется, сдерживать его будет высокая стоимость кредитов, вызванная недавним двойным повышением ключевой ставки Центробанка. Однако сегодня потребительская активность опирается не столько на кредитные ресурсы, сколько на рост реальных зарплат, так что повышение процентов если и скажется на спросе, то несильно.

Вообще, если брать последние несколько лет, потребительский спрос достиг наивысшей точки летом 2021 года. Эпидемия ковида, как мы помним, привела к локдаунам и остановке части производств. А после того, как экономика начала восстанавливаться, россияне вернулись к отложенным покупкам, что и обеспечило существенный взлет потребительской активности. Однако к концу 2021 года он пошел на спад.

Весной 2022 года спрос получил новый серьезный импульс из-за быстрой девальвации рубля, вызванной антироссийскими санкциями, после которого наступил новый минимум. Он продолжался до лета нынешнего года, пока не произошла перестройка экономики на новые рельсы. А теперь, когда она в основном завершена, я не вижу оснований для нового снижения потребительской активности. Разумеется, локальные колебания возможны, однако повышательный тренд, по нашим оценкам, сохранится надолго, что будет поддерживать общее развитие страны.

Алексей Зубец
профессор Финансового университета при Правительстве РФ
Поделиться